pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Памяти новомучеников и исповедников российских

Из свежей статьи Ю. Белановского:

"Годы гонений на Русскую Церковь показали, что ныне модное понятие «официальное мнение Церкви» может потерять смысл, ибо некому будет это мнение выражать. «Официальная позиция церкви» является таковой только при одном условии, если она выражает волю Божью и правду Божью, но как показала история СССР – это далеко не всегда бывало. Порой мнения и постановления священноначалия были ошибочны и даже разрушительны для Церкви.
Когда-то на меня произвел сильное впечатление тот факт, что некоторые новомученики в том числе и священники и епископы во время большевистских гонений во многом были не согласны со священноначалием в лице митрополита (впоследствии патриарха) Сергия, подчинившегося Советской Власти. Некоторые даже не признали в нем церковную власть. Оставаясь верными Евангелию и заповедями Христа, не пытаясь создать альтернативную Церковь, не создавая расколов и разделений, эти христиане ясно и твердо заявляли о своей позиции и праве быть в Церкви и быть Церковью, оставаясь не согласными в чем-то и с кем-то. Для меня очень важно, что такие их «оппозиционные» убеждения никак не повлияли на решение Русской Церкви о прославлении их в лике святых.

Время советских гонений, а вернее, время новомучеников показало православным христианам со всей ясностью, что вера во Христа – это прежде всего личная ответственность каждого, ответственность не только за себя, но и за Церковь. Дело не в том чтобы подчиняться чьим-то приказам или принимать решение за других, а в том, чтобы каждый христианин научился сам принимать свои решения, руководствуясь Евангелием и своей совестью. Новомученики - те, кто отдал свои жизни за Христа и за ближних, свое решение приняли, свое слово сказали".

============================================================

Тут еще от себя добавил бы, что революции 1917-го и последующим гонениям предшествовала синодальная эпоха, во многом эти самые гонения предопределившая. Многие из тех, кто героически и мученически пострадали в революционное лихолетье или в последущий сталинский террор, оказались заложниками той синодальной системы и вообще той церковности, которая стала преобладать, начиная примерно с XVI века. Поскольку с того времени русская Церковь своей главной и первоочередной роли - проповеди Евангелия и раскрытия правды Царства Божьего - либо вовсе не исполняла, либо это делала на уровне редких одиночек-подвижников, на общую атмосферу не влиявших, но гораздо чаще лишь озабочивалась легитимацией всех действий государственной власти как "богоустановленной". В результате произошло банальное бюрократическое слияние со светской властью. Царство Божие подменилось царством кесаря. Грекам понадобились столетия турецкого ига, чтобы преодолеть тот византизм с его условной символизацией Царства, а по сути языческой его подменой. Сколько еще понадобится нам после 70-летнего "вавилонского пленения" ХХ века?.. Бесспорно, новомученики - слава нашей Церкви, торжествующей в вечности. Но одновременно укор для церкви земной, особенно когда она не извлекает уроки из прошлого.
Tags: жизнь церковная, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments