pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Вопросы от юного читателя

На "Правмир" пришел следующий вопрос от 14-летнего паренька. Удивительно и радостно, что встречаются столь серьезно настроенные подростки в такую пору! Орфографию письма сохраняю.
****
Здравствуйте!
В детстве я немало читал Библию, постоянно молился перед сном, ходил на исповедь, причастие. Но потом я начал анализировать свою веру и веру в Бога в принципе. Я стал скорее не атеистом, а агностиком, но все же очень критично относился как к Церкви, так и к религии в принципе. Немалое время мое мировоззрение было скорее научным и я резко противопоставлял его религии. Помню я прочитал эссе Бертрана Рассела "Почему я не христианин?" и с тех пор твердо решил, что я не христианин и что это попросту глупо и т.д. Но вот сейчас я увидел как у моей матери случился инсульт… После этого она стала очень религиозным человеком, хоть она и ученый, и вроде как не должна бы верить сильно. Недавно, обдумывая это я начал интересоваться соотношением науки и религии. И вот я пришел к выводу, что его можно вполне соотнести! Что эти вещи познают совершенно разные аспекты Универсума! Наука изучает объективный мир, а религии мир духовный. Мне сразу же вспомнились слова знакомого мне математика (который тоже очень верующий человек). Он говорил о троичности. Что вот все можно вложить в три измерения. Вот как бы есть две константы, а третья выражает взаимодействие между ними. И я пришел к выводу о троичности всего. То есть, что вот существует материальный мир, как "вещь в себе" (то есть, вне наших чувств), мир человеческого сознания (именно через этот мир в нас проникает наше "коллективное бессознательное" Юнговское, поэтому психика и не укладывается в количественные измерения) и собственно тот мир в котором мы живем, посредством которого происходит взаимодействие двух предыдущих миров, мир наших ощущений. При таком понимании наука обращается к первому, а религия – ко второму. И вот я сейчас я хотел бы принять христианскую веру. Но не могу разрешить некоторые внутренние противоречия которые возникают во мне. Поэтому прошу ответить на нижеследующие вопросы:

1. Почему Иисус столь зол на людей которые его не слушают и постоянно угрожает им наказаниями? Или я заблуждаюсь в этом плане?
2. Бог специально сотворил ад или это просто результат отдаления людей от Него? То есть, вроде те, кто недостаточно близко к Богу сам попадает в ловушку или Бог их туда "ссылает"?
3. Исходя из представлений о трех мирах я предполагаю, что Бог является чисто духовной сущностью. При этом я придерживаюсь концепции множественности физических (чисто материальных) Вселенных, но считаю, что контактирует с духовным миром только существующая. То есть, существует бесконечное множество возможных физических Вселенных, но в нашем понимании "реальной" есть только эта. Причем это определено антропным принципом (человек существует именно в той Вселенной, где его существование возможно). При этом Бог является, во-первых, духовным отцом в "том мире" (духовном), а во-вторых, Творцом по отношению к реальному миру. То есть, он правитель духовного (который вечен) и Творец чувственного. Верно ли это? Не заблуждаюсь ли я в своих суждениях?
3. Почему-то у меня появлялись настороженности по отношению к библейскому Богу. Он мне почему-то казался каким-то эгоистичным (хочет чтобы Его все прославляли), мстительным. Например, «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь»
Иеремия 9:23,24
Стал бы добрый господин желать, чтобы его все прославляли и падали в ужасе перед ним на колени? Как убрать эти предубеждения?
4. Я не совсем могу смирится с тем, что приходится подчинятся кому-либо. Это как-то… неприемлемо для меня. Я не хочу себя чувствовать несвободным! Как соотносится свобода воли и действий с верой?
===================================================================

Я уже составил ответ, но здесь просто прокомментирую один момент. Когда я в юности начинал читать Евангелия, мне тоже казалось, что Иисус местами очень жесток. То, что Бог есть любовь, живое осознание пришло позже. Но по самому первому впечатлению можно реагировать именно так, как прореагировал данный паренек, и снова забросить Библию куда подальше. А можно, в соответствии с собственными возникшими представлениями об Иисусе начать подчиняться Богу на положении раба, боящегося гнева своего господина, и постоянно обращаться к священникам или другим церковным людям с вопросами: "Это грех?" "А вот это не грех?" и т.д. Что многие, входящие в церковную жизнь, и делают. И тут очень важно, с кем поведешься в дальнейшем. Бог ведь познается через людей не в последнюю очередь. По мысли преп. Макария Великого, никто не сможет придти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного человека сияние вечности. Замечено также, что в духовной жизни чаще всего имеются три последовательные стадии прохождения: рабство (страх перед наказанием Божьим за грехи), наемничество (делание добра из-за желания награды от Бога) и сыновство (любовь к Богу безусловная и безотносительная). Эти состояния не только раздельны, но где-то даже пересекаются и уживаются в одном и том же человеке. Соответственно, на стадии раба человек и будет воспринимать слова Писания по-рабски, а на стадии сына уже совсем по-другому абсолютно те же слова.

Гораздо реже Бог как любовь открывается сразу же так, как это было с митр. Антонием Блюмом, как раз в эти же самые годы, 14-15 лет. Он решил прочесть самое короткое и простое Евангелие, от Марка, чтобы разобраться самому и покончить с этой возмутительной верой и церковью. Начал читать и обратился, почувствовал живого Христа рядом с собой.

В общении с людьми далеко не всегда играет роль речь и содержание слов. Очень многое также определяет интонация, выражение лица, жесты и другие едва уловимые нюансы. И только в таком личном общении познается человек. То же самое, только в усиленной степени, касается Бога. Слова Писания здесь могут быть важным ориентиром, но в то же время всего лишь внешней оболочкой. Церковное предание тоже является здесь важным указателем, но нагромождение разных толкований за минувшие 2000 лет не сразу позволяет отделить суть, ядро этого предания от неизбежно более поздних человеческих наслоений. Скептики со стороны могут усмехнуться: ведь налицо подчас противоположные акценты в восприятия Писания или того же предания у разных христиан или даже святых отцов, и каждый убежден в своей правоте. Кому же довериться больше и где Бог истинно открылся, в каком из этих случаев?... Здесь мы вступаем в сферу неопределенности, которая предполагает свободу в выборе и поиске. Но главное всё равно остается: "Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35).
Tags: жизнь церковная, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments