pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Вместо послесловия от Льва Регельсона

См. предыдущий пост.
С любезного разрешения автора помещаю здесь соображения Льва Львовича, взятые из нашей переписки. Речь зашла об о. Глебе Якунине и не только о нем...


31.10.07, 15:35, Лев Львович Регельсон (regelson@mail.ru):

> О раннем этапе моего общения с о.Глебом кое-что сказано в моем ответе о.Александру. Там я написал, что он "среди нас в наибольшей степени был хадкидонцем", т.е. он с равной силой воспринимал божественный и человеческий аспекты церковности. Весь диссидентский период мы с ним стояли плечо к плечу - полтора десятка совместных выступлений. И книга "Трагедия Русской Церкви" без него не появилась бы. Он доставал документы, обсуждал со мной все принципиальные вопросы и т.д. Я был уверен, что он согласится поставить свое имя как соавтор, но к моему великому огорчению, он отказался - не считал свое участие достаточно полновесным.
> Так и во всем - он человек предельно честный и принципиальный, я других таких даже не знаю.
> В личном плане он добр и сердечен, но если дошло до принципа - его не сдвинешь. Мне от него тоже немало доставалось, но все по делу.
> Таким он был и в политике. Мало кто помнит, что во время путча 1991 года он в рясе и с крестом один вышел на шоссе и остановил танковую колонну Тульской дивизии, шедшую на помощь путчистам. Это мелькнуло по ТВ, но потом все забыли.
> Конечно, политическая жизнь того времени (да и вообще) выглядит не очень эстетично, но исторический "Закон о свободе совести" - почти целиком его заслуга. С большим трудом Патриарх потом добился от Ельцина, чтобы это закон был пересмотрен, фактически отменен.
> Когда на него с кулаками набросился какой-то думский хулиган, Глеб ударил его наперсным крестом по голове, а тот его ногой по спине. Кстати, Глеб с юмором рассказывает, что этим ударом у него был вправлен позвонок и боли в спине исчезли.
> Что касается АПЦ, то я считаю необходимым присмотреться к этому явлению поближе.
> Каноническая моя позиция выражена в Послесловии к третьему изданию ТРЦ и в ответе о.Александру Меню. Суть ее заключается в том, что, ввиду полной отмены соборности в МП епископы не являются представителями церковного народа, но образуют изолированную номенклатурную касту, живущую своей отдельной жизнью. Сами себя назначают, сами собой управляют. По отношению к народу они выступают как своего рода "Комбинат религиозного обслуживания". Мы им платим, они нам совершают требы. Конечно, и за это спасибо, в советское время с этим возникало много проблем. Апостольское преемство сомнений не вызывает, но харизма церковного управления у них полностью отсутствует. Власть в Церкви принадлежит каноническому Поместному Собору, которого в Русской Церкви после 1917 г. никогда не было (именно потому, что епископы никого не представляют, кроме самих себя). Да со времен Сергия они эту харизму управления догматически отрицают, и считают свою власть чисто административной. А если так, то кощунственно предполагать, что их канцелярские указы могут управлять божественной Благодатью - т.е. они не имеют власти кого-либо "извергать из сана" и "отлучать от Церкви". Только тогда, когда установится практика подлинных Соборов, на которых будет представлен весь церковный народ и все так называемые "катакомбные" епископы, начнется постепенное восстановление полноценной церковной жизни. Сегодня МП представляет собой одну из частей Поместной Российской Церкви, и ее претензии на полноту управленческой власти надо всей Церковью совершенно не обоснованы. Богатство и влияние - вещи преходящие. Перед началом сталинского "восстановления" в составе МП было значительно меньше епископов и рядовых верующих, чем в катакомбной церкви.
> Конечно, современные "катакомбники" (как и епископы МП) по человеческой немощи и ограниченности допускают множество ошибок и даже злоупотреблений. В особенности, взаимные проклятия и отлучения никого не красят (а этим страдает не только МП), но будем утешаться тем, что все эти анафемы никакой действенной силы не имеют. Только соборный разум Церкви сможет со временем дать всему этому авторитетную оценку и восстановить канонический порядок.
> Как написал в свое время один из катакомбных иерархов по поводу всевозможных "отлучений", на которые был столь щедр м.Сергий:
> "Да приемлет Ваши кощунственные указы всевмещающий воздух и всетерпящая бумага, но не живые души чад Христовых".
> Именно это можно сказать и об актах современной МП.
> Отец Глеб как был, так и остается священником, а епископы АПЦ, насколько я могу судить, имеют правильное апостольское преемство и их тайносовершительная власть точно такая же, как у епископов МП. Возражение, что некоторые из епископов, совершавших хиротонии , уже были "под запрещением" МП, не может быть принято всерьез - все эти запрещения в церковно-юридическом смысле "ничтожны". Единственное "превосходство" МП - государственная поддержка, которая выразилась в том, что именно этой группе иерархов переданы в распоряжение православные храмы - это великое историческое наследие верующего церковного народа. Но все в руках Божиих, и ситуация может измениться, причем внезапно, как это нередко случается в России. Конечно, "благодать не насилует", и большие события происходят в соответствии с доминирующим духовным настроем народа в целом.
> Сегодня эти тенденции очень противоречивы и народный дух находится в процессе стремительных изменений. В такой ситуации самое важное - чтобы та или иная политические или общественная позиция
> не выталкивала верующего из Церкви. Каждый верующий должен иметь возможность прибегать к спасительным таинствам, сохраняя при этом право на поиск своего места и позиции в мирской жизни. Поэтому разнообразие и сложность возникающих на наших глазах церковных структур можно воспринимать не как "разрушение Церкви", а как милость Божию, которая позволит стать членами Христова Тела многим из тех, кого отталкивает и отвращает от себя МП.
> Другого пути сегодня, видимо, не существует.
> Духовная жизнь сейчас растекается на множество рек и ручейков, которые когда-нибудь, будем надеяться, сольются в едином церковном море.
>
Tags: свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments