pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Про тех, кто ушел, и тех, кто остался.

Для начала процитирую слова о. Всеволода Чаплина:
«80% тех молодых людей, с которыми мы начинали ходить в московские храмы в начале 80-х, сегодня не в Церкви. Причина — та же, что и в случаях, описанных в фильме (имеется в виду показанный в узком кругу фильм "Расстриги" - свящ. Ф.). Это проблема напряженности, противоречия, противостояния между приоритетами земной жизни и жизни вечной. Хоть сколько угодно убеждайте меня в том, что христианство, являющееся приложением к обывательщине, встроенное в обывательщину, – это нормально. Я скажу: «Нет. Перечитайте Евангелие. Посмотрите: там не думают много лет, перед тем как сделать выбор. Там встают и идут, бросая все. Собственно, только таким и может быть христианин». Но большинство людей живет иначе, большинство людей живет так, чтобы семь раз отмерить, а один раз отрезать, а лучше не отрезать.

Большинство людей воспринимает как соблазн, как безумие, как юродство любые разговоры о том, что есть вещи более важные, чем деньги, семейный уют, здоровье, предсказуемая жизнь — то, что считается главным для того самого большинства людей.

Вот христианство всему этому немножко противоположно. Поэтому, конечно, возникает конфликт.

Почему уходят хорошие люди? Умные, очень верующие, горевшие кто либерализмом, кто консерватизмом до безумия. Мне кажется, именно потому, что столкновение между евангельским идеалом и сложнейшим делом осуществления его в жизни с одной стороны, и приоритетами земной жизни с другой стороны, оказалось слишком невыносимо.

Многие ушли, потому что они хотели здесь, на земле, реализовать себя как христиане в некоем внутрицерковном действии. Я, как вы знаете, за то, чтобы христиане православные были общественно активными. Но происходило что? Человек ставил перед собой программу – например, сделать из Церкви политическую силу. Или вернуться к нормам XVII века. Или сделать Церковь двигателем демократии. Когда ничего из этого не получилось, особенно за достаточно большой срок –люди уходили. Потому что цель жизни, поставленная неправильно, не могла в принципе быть осуществлена в нормальной церковной общине. Либеральное зилотство и консервативное зилотство — самореализация, самовозвеличение через радикальную программу – это же тоже приоритеты земной жизни. Но мы в Церкви для того, чтобы достигать жизни вечной. А если приоритетом становится повышенное внимание к земной жизни и саможаление, как неотъемлемая часть этой системы взглядов, это — духовное самоубийство.

Человек подпадает под многие влияния, и свобода людей очень часто оказывается фантомом. Но человек пред Богом ответит сам. Хочешь найти Христа? Ты найдешь себе и приход, и священника, и книги правильные, и фильмы правильные. Не стоит, как многие сейчас, говорить: «Это виновата система, отец Савва, отец Всеволод, отец Павел, еще кто-то». Ты все равно перед Богом будешь сам отвечать".

О выборе других, в том числе не состоявшемся или неудачном, люди, вполне удачно устроившиеся, в светской ли жизни, в церковной, даже неважно, судят обычно довольно приблизительно. Это неизбежно. Когда личные опыты разных людей не совпадают, договориться обычно трудно. Думаю, дело не только в том, что ушедшие люди чего-то там не поняли или недопоняли. Может быть, как раз наоборот: они могли понять чего-то больше, чем те, кто остался или кого та печальная участь миновала. К сожалению, один из участников проекта фильма меня обещал пригласить на такой просмотр, но почему-то в последний момент не поставил в известность. Поэтому здесь не по содержанию фильма, а скорее общие рассуждения, с некоторым возражением о. Всеволоду и дополнением его.

Вот именно: "столкновение между евангельским идеалом и сложнейшим делом осуществления его в жизни с одной стороны, и приоритетами земной жизни с другой стороны, оказалось слишком невыносимо". Но отсюда могут делаться совершенно разные выводы. Например, тот, что именно вследствие этого столкновения этот идеал либо разбавился до пресности и бесвкусности, либо от него вообще ничего не осталось. Что церковь как земная организация остается похожа на её предшественника, ветхозаветный Израиль, который то обращался к Богу, то отвращался от Него. То делал прорывы на пути к Земле Обетованной, то блуждал по пустыне по неготовности туда войти. Чистая истина, чистый идеал Христа вообще в наш мир не вмещается. Если такие безумцы появляются раз в столетие или еще реже, их вообще мало кто понимает, но все-таки от них исходит сила и мир, а сами они не от мира сего, они над ним!. А от нынешних хорошо встроенных во властную церковно-общественную вертикаль служителей что может исходить? Прагматизм, здравый смысл, тот же либерализм, консерватизм или центризм, иногда просто какие-нибудь несуразицы... но только не безумие в высшем, божественном смысле этого слова, а, к сожалению, чаще в самом банальном смысле. И притом, под прикрытием разных евангельских слов, - обыкновенное самооправдание и непризнание собственных ошибок. Впрочем, как уже писалось некоторое время тому назад, соли в нашем мире должно быть мало, и ее будет мало неизбежно.

А обобщения тут в принципе очень рискованны. О. Всеволод обобщил, но можно с неменьшим успехом обобщить совершенно в другом ключе, даже в противоположном! И это будет также по-своему верным. Есть совершенно разнонаправленные процессы в данном явлении.
Tags: жизнь церковная, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments