pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Рождество как парадокс

Таинство странное вижу и преславное: / Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, / ясли – вместилище, / в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем.

Μυστήριον ξένον, ὁρῶ καὶ παράδοξον! οὐρανὸν τὸ Σπήλαιον· θρόνον Χερουβικόν, τὴν Παρθένον· τὴν φάτνην χωρίον· ἐν ᾧ ἀνεκλίθη ὁ ἀχώρητος, Χριστὸς ὁ Θεός· ὃν ἀνυμνοῦντες μεγαλύνομεν

Таинство вижу необычайное и чудное: пещера – небо, престол Херувимский – Дева, ясли – вместилище, где возлег невместимый Христос Бог, Которого мы в песнях величаем.

Слово "преславное" - калька с древнегреческого παράδοξον. Парадокс - это то, что превосходит всякую славу, видимую здесь, на земле (1-е значение слова δόξα - "слава"), и также то, что превосходит всякое мнение или точку зрения (второе значение слова δόξα - мнение). Приставка παρά, соответственно, означает "сверх". Всякий раз, когда мы встречаем в богослужебных текстах слово "преславное", можно смело читать это как "парадоксальное".

У Бога парадоксально всё. Именно поэтому мы можем утверждать всё, что с Ним связано, по большей части в противоречивых выражениях. Лучше всего для этого подходит либо апофатическое богословие, либо язык поэзии, в том числе богослужебной. Дева ныне Сверхприродного рождает, и Земля пещеру Неприступному приносит... "Дева раждает, и утроба не истлевает, Слово воплощается и от Отца не отлучается" (слав.). Во все времена людям хотелось бы воспринимать Бога как удобного и предсказуемого, как описуемого в логических терминах, что понятно чисто по-человечески, но что далеко не всегда соответствует божественной сути и тому, как она открывается в этом мире. На самом деле описуемый Бог не был бы Богом. Доступный и вмещаемый в логические непротиворечивые схемы не был бы подлинно живым и непостижимым. Тогда бы это возник очередной идол у части человечества, каковых было всегда много разных. Так что не так уж и плохо, что нет у нас никаких теодицей, которые удовлетворяли бы всегда и всех. Не так уж и плохо, что невозможно примирить Божие могущество с Его хрупкостью и бессилием, Его благость со злом, болезнями, смертью и многим другим, от чего мы все в иные моменты испытываем боль. Сквозь всё это мы живем верой и надеждой, завершает которые любовь.
Tags: богослужение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments