pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Возврат к традиции. Возможен ли он, в чем, и что понимать под традицией?

Нашел тут доклад одного из молодых, недавно поставленных архиереев, епископа Покровского Пахомия. Который по-своему интересен и затрагивает довольно болезненные для современной российской жизни вещи.

«…Одним из плюсов нашего времени является, как я думаю, возможность более осмысленно отнестись к православной традиции, определявшей на протяжении большей части пути развития исторический выбор нашего народа. Мы сегодня можем свободно возвратиться к своим мировоззренческим основам, можем заново расставить акценты, попытаться отделить главное от второстепенного, догматы от обычаев. Нам дан исторический шанс более осознанно подойти к повседневному исповеданию своей веры, учесть ошибки и промахи прошлых столетий…
Если попытаться обобщить позицию сторонников введения «Основ православной культуры» в школах, их аргументы можно свести к следующему. Можно по-разному относиться к тем или иным представителям Русской Православной Церкви, к самому факту и историческим подробностям Крещения Руси. Но нельзя отрицать очевидный факт – русская культура пронизана христианскими мотивами. Не понимая их, ребенок рискует стать иностранцем, а точнее – лицом без гражданства в своей собственной стране. «Известен случай, когда в Рязани специально для четверых японских школьников было организовано изучение их родного языка. Так почему же огромное православное сообщество не может требовать такого же к себе отношения? Почему наши дети не имеют право изучать свою культуру?», – спрашивает одна из сторонниц введения данного курса».

И еще немного далее:

«…Когда педагог на одном из занятий сказала детям, что им предстоит экскурсия в Троицкий собор, и спросила, кто слышал о нем хотя бы что-то, многие дети промолчали. А один ученик неуверенно сказал: «Это, кажется, как-то связано с Троей?» Заметьте, это были не иностранцы, даже не иногородние школьники. И они, и их родители прожили в нашем городе много лет.

В настоящее время я возглавляю Покровскую епархию, в состав которой входят 18 административных районов Саратовского Заволжья. Сегодня со всех трибун, на страницах многих изданий можно встретить тезис: «Мы живем в многонациональной стране». Мы так привыкли к этому утверждению, что забываем соотнести его со статистическими данными. Однако оно существенно расходится с действительностью, потому что страну, в которой более 80% (как в нашем регионе), а то и 90% (как во многих регионах центральной и северной России) населения, относящего себя к одной национальности, на мой взгляд, с полным правом можно назвать мононациональной. Ведь по международным стандартам многонациональным считается государство, когда в нём нет этнических групп, составляющих более двух третей населения[.

Но почему же действительно создается впечатление, что русский народ не доминирует в нашем государстве? Почему немногочисленные представители народов, исповедующих ислам, столь заметны в нашем обществе, что даже наводят на мысли о многонациональности? Ответ один, хотим мы себе признаться в том или нет: народ, придерживающийся традиционных взглядов, системы ценностей, воспитания, всегда был и будет более сильным, более пассионарным, чем народ, не разделяющий таких взглядов.

Об этом не принято говорить сегодня, напротив, принято считать, что все люди равны, а религиозные убеждения или культурные предпочтения – лишь частное мнение, и не более. Но беспристрастное изучение новейшей истории Российского государства за последние 20 лет свидетельствует о том, что народ, сохранивший традиционный уклад, способен передавать позитивный культурный опыт, а народ, забывший свои традиции, – нет».

Я не говорю сейчас об отдельных представителях творческой или интеллектуальной элиты. Возможно, они способны в одиночку открыть для себя мир культуры, изобрести заново способы реагирования на вызовы времени и при этом сохранить национальную идентичность. Но что касается народа в целом, это вряд ли возможно. Именно традиция позволяет сохранять и передавать накопленный веками опыт развития, воспитания, решения межличностных конфликтных ситуаций».

Действительно, если взять большинство европейских стран, общества в них, при всей плюралистичности, более традиционны, чем современный русский уклад жизни. Хотя и там произошел уже в значительной степени отказ от христианского прошлого вместе с усилением более пассионарной мусульманской компоненты. В США, при всей разноликости людей, живущих там, есть также цементирующая и объединяющая всех общественная идея, своего рода «американский мессианизм» плюс гораздо большая, чем в Европе, религиозность. Израиль также немыслим без своей религиозно-мессианской идеи, вдохновлявшей его на протяжении 4000 лет и удивительным образом сохранявшей его, даже в периоды сильнейшего упадка или грозившего ему полного исчезновения. Но что ждет русских, при всей их расколотости и раздробленности в последние 20 лет, когда эта раздробленность, кажется, еще только усугубляется? Одни мечтают о «православной симфонии», другие об утраченном СССР, третьи о монархической дореволюционной России, четвертые смотрят исключительно в западном направлении, пятые о «хватит кормить Кавказ» и прочем. Но при таком состоянии возможно ли вообще наличие чего-то объединяющего и цементирующего всех нас на общенациональном или общегосударственном уровне? И не кроется ли тут мина, в любой момент могущая взорваться, после чего не только от СССР, но и от самой России уже ничего не останется?

В то же время нельзя чего-то искусственно изобрести в плане общенациональной и общекультурной скрепы в качестве традиции. Это должно вызреть естественно, вырасти живо. Возврат в какое-то условное прошлое, при свершившемся факте прерванности традиции, будет искусственным и надуманным: « в одну реку нельзя войти дважды». К какой традиции сейчас возвращаться и где ее искать, от чего отталкиваться? На этот вопрос епископ Пахомий, при всех его в общем верных замечаниях, ответ, конечно же, не дал. Думаю, что и не смог бы дать ни он, и никто другой.

Дар живой веры всегда был свойствен немногим. Скорее всего, не более 10% людей, живущих на земном шаре. Иллюстрация к этому в последнем воскресном евангельском чтении: из 10 исцеленных Христом прокаженных возвратился поблагодарить Его только один, да и то, в данном конкретном случае был еретик, презираемый правоверными израильтянами. И возвратился, вполне возможно, еще и потому, что ему, в отличие от девяти иудеев, которые должны были удостовериться о своем исцелении у священников, некуда и не к кому было идти вообще. Но в целом, многим людям свойственно обращаться к Богу только, когда очень прижмет, а когда станет хорошо, то Бог вроде как и не нужен, и быстро забывается в привычной житейской суете. Понятно, что и в обществах с традициями вера выступает скорее как элемент культуры и в некоторых случаях самодисциплины, привитой воспитанием. И это пассивное большинство из 90 процентов в любом случае будет ведомо активным пассионарным меньшинством. Но в современном российском обществе ситуация осложнена еще и тем, что среди относительно пассионарных людей нет никакого единства между собой, в самой РПЦ нет единого взгляда ни на традиции, ни на современное положение дел в нашей церкви.

«Сейчас идеология общества потребления не может дать стимул к такому жертвенному служению. И только храм в селе, в городе способен сплотить вокруг себя людей неравнодушных, ищущих, способных отдавать больше, чем получать, бескорыстно делиться своими знаниями, своим творческим потенциалом» - заключает епископ Пахомий. Много ли, однако, таких храмов?.. Кажется, в церковной среде уже немало сделали для того, чтобы многим только внушить отвращение к православным традициям, которые еще сами понимаются неизвестно как, и внушающими, и внушаемыми! И что, в таком случае, со всем этим делать?...
Tags: жизнь, люди, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments