pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Рождественские зарисовки

(Не мои)
***
…Чтобы встретить Возлюбленного, нашего Жениха, мы должны бодрствовать. В Послании к Римлянам (Рим 13, 11-14) святой Павел громким голосом призывает нас пробудиться ото сна! Наше спасение ближе, чем мы думаем. Ночь прошла – близится день. Призыв апостола означает «Сейчас!». Сегодня, каждый день и каждый час мы должны слышать призыв пробудиться. Сон бывает разный. Бывает странная потаенная летаргия желания избежать борьбы с силами безбожия в нашей жизни. Бывает и такая эмоциональная борьба, которая буквально укладывает нас в постель, чтобы избежать борьбы с нашими собственными внутренними силами тьмы. Мы знаем: чтобы жить во Христе, нужно убить свое «я», а это тяжело. В-третьих, приходится просто бороться с обычной усталостью, которую сама жизнь взваливает нам на плечи – усталость тела, разума и души. Да, святой Павел прав: мы должны пробудиться ото сна! Давайте стряхнем мрак эмоций, тьму злобы и вражды, все негативное, что накопилось в нас. Давайте шагать в дневном свете простоты, дружелюбия, прощения, понимания, нежности, доброты друг к другу.

***
…Рождественский Пост помогал нам очиститься от падений и грехов. Как и в Великий Пост, все мясо, молочные продукты, яйца и сахар исчезали с семейного стола, а вместо них появлялись рыба, овощи и мед. Но разница была большая. Во время Великого Поста русские женщины надевали темные одежды, снимали украшения, и в течение сорока печальных дней в воспоминание о Страстях Господних в доме не допускалось никакой музыки. В Рождественский же Пост, напротив, велись разговоры о новых нарядах, женщины суетились о покупке тканей, о шитье. В воздухе витали звуки музыки, шли репетиции песнопений и гимнов, предназначенных для Святой Ночи. Даже в самом посте присутствовало чувство радостного ожидания. Храм становился центром повседневной жизни, а церковная служба была главным событием дня: сменяя друг друга, шли Божественная Литургия, причастие, исповедь, вечерня… Такая духовная подготовка сопровождалась физическим очищением: домочадцы мыли и скребли весь дом с небывалым усердием, напевая отрывки из древних песнопений. Прежде всего необходимо было почистить и до блеска отполировать иконы, чтобы они ожили в мерцании красных, синих и зеленых лампад. В моем детском восприятии они служили предвестниками чудесных свечей рождественской елки. Да, мы скребли дом от пола до потолка. Мы чистили и полировали все подряд. Мы шили и пекли. Но самым главным было подготовить свои сердца для Господа –Младенца, Который вовремя пришел, чтобы спасти нас.

***
МАЛЕНЬКИЕ ДЕЛА

Адвент – это пора малых дел повседневной жизни, пора спокойствия и мира, когда мы моем посуду, меняем пеленки, разбираем почту или бегаем по магазинам, по учреждениям, отвечаем на телефонные звонки, имеем дело с грубыми или трудными людьми, справляемся с разными ситуациями, которые складываются дома, на работе или в школе. Все наши повседневные обязанности, если их исполнять с любовью, покажутся драгоценными камнями. Они похожи на зерна ладана, благовоние которого достигает небес, если наши сердца тянутся к сердцу Христа, раскрываясь навстречу Его любви и любя Его в ответ. Эти маленькие дела мы исполняем в святое время Адвента точно так же, как и весь год, но во время Рождества в глубине сердца мы чувствуем особое призвание стать маленькими, словно дети. Если мы действительно станем очень маленькими, как кролик или мышка, тогда мы обретем сердце ребенка.Что бы произошло, если бы ребенок знал, что этот Младенец в колыбели – Сам Иисус Христос? Этот ребенок – кролик или мышка – сразу бы прыгнул в колыбель и сказал: «Подвинься!» Почему же мы этого не делаем? Ведь в колыбели много
места, если мы станем так малы!

ПОРА ВЫНАШИВАНИЯ ПЛОДА

Адвент – это словно бесконечный праздник Божьей Матери. Я особенно задумываюсь о Ее беременности. Она услышала, что Дух Святой осенит Ее и Она зачнет и родит Ребенка. Она была Девой, не знавшей мужа, поэтому можно представить себе Ее удивленное ожидание, пока Она не почувствовала, как в Ее утробе бьется жизнь. Ситуация потрясающая: Бог заточил Себя во чреве женщины на целых девять месяцев !Думаю, что сегодня нам недостает способности быть беременными Богом. Дело в том, что не одна Мария вынашивала в Себе Бога. Образно говоря, и вы, и я тоже призваны быть беременными Им. Крещение, делая нас детьми Царства Божьего, открывает эту возможность. Те, кто крещен во младенчестве, этого не понимают, но с течением лет мы все больше и больше погружаемся в эту реальность, пока не наступит миг, когда мы задаем себе вопрос: «А ношу ли я Христа в своем чреве?» Если мы можем ответить на него утвердительно, если мы можем дать Ему рождение своей жизнью, значит мы живем согласно своему христианскому призванию.Рано или поздно Христос, Которого мы приняли во чреве своего сердца, становится Младенцем, и мы должны сделать свое сердце Его обителью. Если мы найдем место для Бога, Он будет расти все больше, больше и больше. Если мы позволим Ему расти вместе с нами, Он, подобно доброму самарянину (Лк 10, 25-37), принесет множество раненых людей в гостиницу нашего сердца. Он знает наше сердце, и, если мы Ему позволим, Он сделает его таким большим, что оно сможет вместить весь мир.Что для этого нужно Богу? Ему нужна пустота внутри нас. Ему нужна наша доступность. Позвольте поделиться с вами тем, что Карилл Хаусландер писала в своей книге «Божья камышинка»
Лучше нее об Адвенте не написал никто.

«То непорочное качество, которое я, пытаясь подобрать слово получше, называю пустотой, – это не бесформенная пустота или бессмысленная бездна. Напротив, у нее есть форма, приданная ей в соответствии с целью, для которой она предназначена.Эта пустота подобна трубке камышинки – узкой трубке без трещин, у которой одно-единственное предназначение: впускать дыхание человека и воспроизводить мелодию, родившуюся в его сердце. Эта пустота подобна полости чаши, сформованной так, чтобы наливать в нее воду и вино. Эта пустота подобна птичьему гнезду, построенному круглым теплым кольцом, чтобы принять маленькую птичку. Предрождественская пустота Божьей Матери с Ее целенаправленной девственностью вполне соответствует всем этим трем сравнениям. Она стала камышинкой, через которую Вечная Любовь должна изливаться, как песня пастуха. Она уподобилась чаше, в которую предстояло налиться чистейшей воде человечества и, смешавшись с вином, превратиться в алую кровь любви и вознестись в жертвоприношении. Она была теплым гнездом, в котором вместилось все человечество, чтобы принять Божественную Маленькую Птичку».
 Houselander, Caryll. The Reed of God. New York: Sheed and Ward, 1944.


Такой была Божья Матерь, и, чтобы принять Младенца, такими должны быть и мы. Поразмышляйте над этим образом медленно, потихоньку, и ваши тревога и беспокойство исчезнут. Словно изношенную одежду, вы сбросите с себя очень много ненужного, и тогда внутри вас образуется пустота, в которую вы сможете принять невероятное.
========================================================================================
Екатерина Колышкина де Гук Дохерти (1896-1985). «Рождественские колокола»
http://writings.catherinedoherty.org/ru/Catherine-Doherty-Donkey-Bells-RU.pdf
Tags: богослужение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment