pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Об одной венчальной молитве

Приведу ее текст сразу в русском переводе, для большей понятности. Красивая и весьма трогательная молитва, впрочем, могущая вызывать некоторые вопросы. Наиболее загадочное место лично для меня выделяю жирным шрифтом:

Благословен Ты, Господи, Боже наш, священнодействия таинственного и чистого брака Совершитель, и супружества телесного Законодатель, непорочности Хранитель, житейских благ Распорядитель! Сам и ныне, Владыка, создавший в начале человека, и поставивший его царем творения, и сказавший: «Не хорошо одному быть человеку на земле: сотворим ему помощника, соответствующего ему». И, взяв одно из ребр его, Ты создал жену, увидев которую, Адам сказал: «Это ныне кость от костей моих и плоть от плоти моей: она наречется женой, ибо от мужа своего она взята. Потому оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть единую», и «тех, кого Бог сочетал, человек да не разлучает». Сам и ныне, Владыка Господи, Боже наш, ниспошли благодать Твою небесную на этих рабов Твоих, (имя) и (имя): и дай рабе сей во всем повиноваться мужу, и этому рабу Твоему быть во главе жены, чтобы пожить им по воле Твоей. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Авраама и Сарру. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Исаака и Ревекку. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иакова и всех патриархов. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иосифа и Асенефу. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Моисея и Сепфору. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иоакима и Анну. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Захарию и Елисавету. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты Ноя в ковчеге. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты Иону во чреве кита. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты святых трех отроков от огня, ниспослав им росу с небес. И да придет на них та радость, которую испытала блаженная Елена, когда обрела священный Крест. Вспомни их, Господи, Боже наш, как вспомнил Ты Еноха, Сима, Илию. Вспомни их, Господи, Боже наш, как вспомнил Ты сорок святых Твоих мучеников, ниспослав им с небес венцы. Вспомни, Господи, Боже наш, и воспитавших их родителей: ибо молитвы родителей утверждают основания домов. Вспомни, Господи, Боже наш, рабов Твоих, участников брачного торжества, собравшихся ради радости этой. Вспомни, Господи Боже наш, раба Твоего (имя) и рабу Твою (имя) и благослови их! Дай им плод чрева, прекрасных детей, единомыслие душевное и телесное. Возвысь их как кедры ливанские, как виноградную лозу ветвистую. Даруй им семя в колосе, чтобы, имея всякое довольство, изобиловали они всяким делом добрым и Тебе благоугодным. И да увидят сыновей у сыновей своих, как саженцы масличные вокруг трапезы их. И, благоугодив пред Тобою, да воссияют как светила на небесах, в Тебе, Господе нашем, Которому подобает слава, власть, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков.

В общем, понятно, что в этой молитве все выдающиеся ветхозаветные праведники намеренно собраны вместе. Не вызывает, в общем, вопросов упоминание супружеских пар: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иосифа и Асенеф, Захарии и Елисаветы, Иоакима и Анны. Хотя… Авраам кроме Сарры имел еще рабыню Агарь или наложницу Хеттуру, от которых, соответственно, у него были дети. А вот с любимой больше всех Саррой у него как раз долго ничего не получалось! Захария и Елисавета были также долго бесплодны, до преклонных лет своих. Иоаким и Анна – небиблейские персонажи, но про них предание рассказывает ту же историю. В общем, получается, что не так просто с этим благословением: молодые люди, вступающие в церковный брак, готовы ли вы претерпеть те же испытания в супружестве, что претерпели они, десятки лет ожидая своих первенцев? Но именно пройдя через такие попущенные испытания, они были вознаграждены детьми, навсегда вошедшими в мировую историю…
Остальные просьбы о сохранении брака, об упоминании 40 мучеников Севастийских с ниспосланными им венцами тоже, в общем, понятны. Брак это не только радость, но и взаимное бескровное мученичество (о чем далее поется специальное песнопение), в котором всегда есть место не только подвигу (причем, как ни странно, от разных бытовых мелочей прежде и чаще всего, по которым почти ни одна семья не избегает каких-то разногласий и препирательств). Но вот теперь самое загадочное прошение: «помяни их, Господи, Боже наш, как помянул Ты Еноха, Сима, Илию». Вот всегда читал эти строки на венчании и как-то не удосуживался задать себе вопрос «а почему!?», хотя чувствовалось само по себе сочетание этих трех имен необычным. И сам бы себе, возможно, так и не задал его, если бы не один мой знакомый-певчий, который меня об этом на днях спросил прямо. И я был поставлен, откровенно признаться, в тупик!

Ну в самом деле, если бы Сим был упомянут, скажем, с Иафетом, то вопросов бы никаких не возникло, и к теме супружества и семьи это прекрасно бы подошло:

«благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9, 26-27). Но почему Сим поставлен в одном ряду с Енохом и Илией?.. Енох, правда, согласно Писанию, «родил сынов и дочерей» (Быт. 5, 22), а затем вдруг «и не стало его, потому что Бог взял его» (5, 24). Устойчивое устное предание настаивает здесь на том, что он живым был взят на небеса и не умирал физически. Рядом с ним упоминание пророка Илии тогда по-своему логично, поскольку он тоже был взят живым на огненной колеснице (4 Цар. 2, 12). Но в отличие от Еноха, нигде не ясно, имел ли пророк Илия жену и детей вообще, постоянно странствуя и обличая израильтян за отступничество. Какое отношение имеют оба эти праведника к вступающим в брак? Пусть, значит, брак этих венчающихся будет так же вознесен на небо в его единстве и нерасторжимости, как были вознесены Енох и Илия, не увидев смерти? Допустим. Но причем здесь в связи с ними Сим?... Трое имен, упомянутых в одной связи, ведь явно не случайно, как и само число 3 всегда в таких случаях символично. А может, Сим тоже не увидел смерти, как Илия и Енох?... Но Библия это отрицает.

В книге «Библейские смыслы» покойный Б.И. Берман приводит одну интересную точку зрения, имеющую место в иудаизме, где Сим (Шем) отождествляется с Мелхиседеком:
«Малки-Цедек -- не имя, а титул: "Царь-Праведник". Это был старший сын Ноаха Шем, который жил и правил в Шалеме -- в месте, сущность которого целостность и мир (шалом). Это то место, к названию которого Авраhам приставил "иеру" ("видение", там, где ему Бог явился) и которое царь Давид сделает двойным: два Иерусалима -- Иерушалаим.
Шем, праведный царь Шалема, был священнослужителем (коhеном) Бога Всевышнего. Хотя Шем и праведник (цедек) и служит Всевышнему, он вполне уживается с Содомом. Видимо, его праведность такого особого рода, что он может жить рядом с тем кромешным злом, которое творится в Содоме. После победы Шем сам благословляет победителя: "Благословен Аврам Богу Вышнему, обретающему (конэ) небо и землю (шамаим ва арец)" (Б.14:19).
Это благословение дается Авраhаму не для того, чтобы он стал человеком благословенным свыше, а для того, чтобы ему самому стать благословением (брахой) для Бога Вышнего, который "конэ шамаим ве арец". Попробуем понять Шема. То обстоятельство, что праведный Шем служит Богу, не означает, что для него нет других богов, кроме Него. Шем -- священнослужитель Высшего, Бога над всеми богами, Властелина, всеми владеющего. Поразительная победа крохотного войска Авраhама над огромной силой четырех царей изменила взгляд Малки-Цедека на характер владычества Бога в Мире и Истории. Для Шема ясно, что Авраhам победил не вооруженной силой, а силой своей праведности. "Конэ", о котором он говорит, это обретение не силой руки, а иное владение, в котором выражается нравственная сторона отношения Бога к Миру. Бог Авраhама, понимает Малки-Цедек, это Бог этически осваивающий сотворенные Им Небо и Землю, заново обрабатывающий их нравственной духовной силой, заново "делающий" как пишет РаШИ, Небо и Землю».

Но тогда это явно расходится с христианским взглядом на Мелхиседека как яркого прообраза Христа:
«Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, -- во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7, 1-3).

Сим же, согласно Писанию, прожил 600 лет и умер (Быт. 11, 12).
Возникает следующий вопрос: а не был ли применен образ Мелхиседека хотя бы отчасти к Симу, образ которого был позаимствован из иудейского толкования, в его упоминании в данной молитве? В том смысле, что пусть брак молодоженов будет так же вечен, как священство Мелхиседека?..
Разумеется, интересно само по себе происхождение данной молитвы, довольно позднее, учитывая, что сам чин браковенчания сложился лишь в средневековье.
Tags: библия, богослужение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments