pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Россия и Запад – тема, кажется, до конца не исчерпаемая, со многими
развитиями и продолжениями и в то же время повторами и возвращениями,
по-своему старая и поднадоевшая, и все-таки не оставляющая нас и не уходящая
в прошлое. О чем споры? Что у России особый путь – так это как «дважды два –
четыре». Смешно говорить о том, что у любого народа есть своя история, свой
путь развития, своя роль и свой вклад в мировую историю, а у русского их
отрицать или не допускать в дальнейшем. Особый путь у каждого человека, и
если он перестает быть самим собой, «строя из себя» кого-то другого и
«играя», а не просто живя, или живя не свойственной, непосильной ему жизнью,
он кончает шизофренией или полным сумасшествием. В масштабах целых наций это
приводит к глобальным потрясениям (Германия 30-х – 40-х годов, Россия в
течение всего ХХ века, Китай времен «культурной революции» 60-х), ибо
отдельные народы, созданные по промыслу Божию, - не менее очевидные
реальности, чем отдельные личности. Иоанн Богослов упоминает о «спасенных
народах» и «царях земных», которые будут ходить при свете Небесного
Иерусалима и «принесут в него славу и честь свою» (Откр. 21,24). Что
действительно свойственно России, так это крайности и контрасты во многих
областях жизни, широта, подчас пугающая во многих людях, и противоречивость.
По многочисленным литературным персонажам можно судить о крайне
многообразном проявлении русского характера, иначе откуда были бы взяты
гоголевские персонажи «Ревизора» и «Мертвых душ», с одной стороны, и
толстовские княжна Марья и ее брат князь Андрей Болконский, Пьер Безухов и
Наташа Ростова с другой, хотя у того же Толстого довольно выпукло показана
пустота и ничтожность интересов большей части петербургских «сливок
общества» Александровской эпохи. Еще большая широта и панорама характеров у
Достоевского: от князя Мышкина или старца Зосимы, являющих пример святости,
до Ставрогина, Свидригайлова, Лужина, Верховенского или Смердякова,
отталкивающих своей бездной порока. Достоевский раскрывает и сосуществование
в одном и том же персонаже светлого, божественного, и темного,
демонического, удивительное совмещение, казалось бы, несовместимого, и
наверное потому одному из его героев принадлежат слова: «широк человек – я
бы сузил». С.А. Аскольдов (сб. «Из глубины») считал, что в русском человеке
в целом наиболее сильными началами души являются святое и звериное, в то
время как среднее, чисто человеческое, гуманистическое было развито гораздо
слабее, чем у европейских и многих других народов. Отсюда, действительно,
меньшая в земном смысле цивилизованность России по сравнению с западным
миром: зверь, животное довольствуется в поддержании жизненных сил одним днем
и почти не заботится о рациональном обустройстве своей жизни и поиске
комфорта, богатства или самовыражения, - вспомним хотя бы Христовы слова о
птицах небесных из Нагорной проповеди. Тем более не будет заботиться обо
всем этом тот, кто сознательно усвоил себе вышеупомянутый евангельский
образ, кто в поисках одного лишь царства Божия, сознавая, что не имеет здесь
пребывающего града и потому взыскует грядущего, уже при жизни своей
становится «земным ангелом и небесным человеком». Когда в России оскудела
святость, ощетинился, выпустил свои когти и обнажил клыки зверь, да и то
далеко не сразу, а лишь после длительного раздразнивания. Но и поныне мы
можем встретить среди русских незаметных почти никому, но воистину
ангелоподобных людей, душу свою готовых положить за ближних и дальних, при
встрече с которыми они тут же становятся для них ближними, подобно
евангельскому милосердному самарянину. Или встречаем откровенное хамство,
низость, наглость, распущенность и разнузданность нравов, окамененное
бесчувствие и пренебрежение друг ко другу. Отсюда меньшая предсказуемость и
устойчивость жизни в России, и более спокойная, благополучная, усредненная –
в Европе и Америке. Там более удачно вошло в плоть и кровь людей хотя бы
внешнее подавление негативных, звериных эмоций и страстей, пусть даже чисто
человеческими средствами, - культурой, образованием, воспитанием. Там
фактически лучше усвоено минимальное библейское требование не делать
другому, чего не желаешь себе, независимо от веры или неверия каждого.
Какими мерками мерить Россию и Запад, каждый выбирает для себя, в
зависимости от своих жизненных и идейных пристрастий. Кому по душе собирание
сокровищ на земле, тот будет воздыхать об их изобилии за границей согласно
поговорке «там хорошо, где нас нет». Если сопоставлять, применяя
нравственно-этические критерии, лучшие проявления человеческого духа и там,
и здесь, то богаче и интереснее жизнь, конечно, в России. Если делать это в
отношении всевозможных пороков и беззаконий, то ужасней жизнь покажется
опять-таки в той же России! «Широка страна моя родная…» - не сузить ли ее?
Русским людям следовало бы, все испытывая, хорошего держаться, по слову ап.
Павла. Но по грехам народным давно уже дар рассуждения отнят. Посему с
Запада проникает в Россию с некоторым опозданием лишь масскультура в виде
дешевого вторсырья, и в таких масштабах, какие сам Запад и не вынес бы. Что
же касается национальной гордыни и претензии на особое историческое
призвание, то американцы в этом чем-то особенно напоминают наших
ура-патриотов (или наши – американских). Грехи у всех одинаковые, притом что
призвание есть и у всех разное. Но сбываются каждый раз слова пророческие
(Ис., гл. 2: «грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное… и
падет величие человеческое, и высокое людское унизится») и предостережения
Христовы: «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя
возвысится» (Лк. 18,14). Россия давно унижена по причине своей былой
«советской гордости», но после сентября 2001 года есть над чем задуматься и
американцам, слишком много и беспрепятственно себе позволяющим судить другие
народы и государства и вмешиваться в их жизнь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments