pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

My God is so paradoxal...

My God is so big, so strong and so mighty,
That`s nothing that He cannot do!

(из одного из гимнов движения «Mothers in prayer»)

Прошедшую неделю я провел в Чехии (возле Брно), куда был приглашен на международную конференцию движения «Матери в молитве». Про региональную петербургскую конференцию, прошедшую в июне этого года, где я также участвовал, я  http://pretre-philippe.livejournal.com/285075.html вскользь упоминал.

В последний день конференции, то есть позавчера, я выступил от России, где есть несколько групп этого движения из православных прихожанок, пропев кое-что из наших церковных песнопений и прочтя проповедь-размышление о кресте, с учетом прошедшего праздника Воздвижения и последующих дней после него. Здесь изложу более пространный вариант своих размышлений (на месте мое сообщение на английском вышло более кратким).

Предложенная тема для размышления была:
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин. 15, 16).

Избрание Христом ближайших учеников происходит парадоксальным образом. Они признали в Учителе долгожданного Мессию, последовали за Ним в надежде, что вскоре то самое Царство Бога, которое возвестил Иисус, окончательно утвердится, и кто-то сядет по правую руку от Него как Царя, кто-то по левую, но в общем они будут все более или менее на первых ролях в этом Царстве. Иисус же им обещает нечто совершенно иное! Он говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 34-35).

Разумеется, Сам Иисус показал пример этого полного самоотвержения, если продолжить обсуждаемую тему surrender (см. Veronica Williams, The Joy of Surrender unto Him. Solace Community, 2004) о котором пишет апостол Павел, что Он
«уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 7-8).

Реальность была такова, что обещанный Иисусом для апостолов крест был не просто образом или метафорой, как для нас сегодня. Это был вполне осязаемый тяжелый кусок дерева, который обреченный на эту мучительную и позорную казнь должен был взвалить на себя и нести до лобного места, где ему предстоит быть распятым. Что претерпел Иисус, рано или поздно предстояло пройти большинству ближайших учеников. Которые в тот момент явно не осознавали еще всё то, что предстоит сначала Иисусу, а потом и им самим. Они мыслили примерно в том же стиле, что и все остальные их современники: Мессия должен воцариться в Израиле и всё устроить в их пользу, свергнув иго римлян и покорив под его ноги прочих язычников. Они могли с тем же правом и успехом петь Богу, что Он «столь силен, велик и могуч, что всё подвластно Ему». Они ожидали увидеть Мессию как прямого посланника Бога, в этом же духе. Вместо этого увидели хрупкого и беззащитного Человека, распятого на кресте. Ясно, что их представления о силе и могуществе Бога были весьма далеки от той божественной реальности, которая им открылась и которую, разумеется, они отвергли. Сегодня это может быть не менее очевидным: одно дело сила Бога и Его могущество сами по себе, и совсем другое наши собственные представления о них!

Впоследствии апостолу Павлу от Бога было открыто нечто очень важное:
«Господь сказал мне: ""довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи"". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова… ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 9-10).
Господь парадоксален. Парадоксален Его промысел о нашем мире и о каждом из нас, парадоксальна Его любовь. И в центре этого парадокса находится крест, который сам по себе есть парадокс. Крест является наиболее совершенным образом, или иконой, божественной любви и божественного смирения. На кресте Бог явил не только Свою мощь, но и Свою хрупкость. Он показал, что Его любовь в этом мире может быть поражена, по крайней мере временно, и может быть поругана, оплевана, распята. Да, мы верим, что эта любовь пребудет вовек и рано или поздно восторжествует. Крест есть уже начало торжества этой самой любви – ведь после Голгофы настало Воскресение! Но пока в нашем мире, лежащем во зле, божественная любовь остается хрупкой. В этом ее мощь и в этом её парадоксальность. Н. А. Бердяев как-то писал, что у Бога в этом мире власти меньше, чем у любого полицейского. В самом деле, если говорить о внешней власти по отношению к человеку, то у полицейского ее куда больше. Но Бог действует не извне, а изнутри, из сердца человека, Его власть в любви, а не во внешнем принуждении.

Само слово «парадокс» - древнегреческое и состоит из двух слов. Слово δόξα означает, во-первых, славу, а во-вторых, мнение, точку зрения. Приставка –παρα- значит «над» или «сверх». Соединив вместе эти два значения, можно сказать, что Бог превосходит всякую славу, которую можно помыслить в этом мире, и превосходит любое человеческое утверждение или мнение о Нем. На это опирается, например, отрицательное богословие, разделяемое как некоторыми восточными отцами (псевдо-Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник), так и на Западе (майстер Экхардт). То есть, о Боге если и можно что-то сказать определенное, то лучше это делать в негативных терминах, поскольку ничто в этом мире не подобно Ему. Но только в негативных терминах о Нем все-таки свидетельствовать невозможно. Тогда в рамках позитивных понятий о Нем неизбежны будут противоречия. Писание их особенно и не скрывает, показывая, что могущество Бога открывается в явной хрупкости, а сила в немощи. Одно из самых важных положительных понятий – это все-таки любовь и смирение, присущие Богу. Но любовь в данном случае – не психологическое чувство, как и смирение. Это энергии, которыми наш мир приведен в бытие и которыми животворится. Если люди пытаются приобщиться к этим божественным энергиям, то Царство Божие, которое внутри каждого, актуализируется, и его приближение действительно ощущается. Разные утверждения Писания «приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2), «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21), «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36) и «да приидет Царствие Твое» (Мф. 6, 10) говорят об одной и той же реальности, которая открыта и скрыта одновременно. От каждого из нас, христиан, зависит степень присутствия этого Царства внутри нас и посреди нас. У Бога в данном случае действительно нет других рук, кроме наших!

В нашем православном богослужении слово «парадокс» или «парадоксальный» употребляется, например, в отношении Пятидесятницы. В одном из песнопений Всенощной есть, например, такие слова:
«Преславная днесь видеша вси языцы во граде Давидове (Παράδοξα σήμερον εἶδον τὰ ἔθνη πάντα ἐν πόλει Δαυΐδ), егда Дух сниде Святый во огненных языцех…». В другом случае это же слово относится к событию Рождества, когда Бог-Слово стал плотью:
«Велие и преславное чудо совершися днесь (Μέγα καὶ παράδοξον θαῦμα, τετέλεσται σὴμερον): Дева раждает, и утроба не истлевает, Слово воплощается и Oтца не отлучается…».
Воистину, Его мысли – не наши мысли, как учил еще пророк Исайя. Наш Бог парадоксален, и в этом Его величие!

==================================================

Остается добавить, что в прошедшем международном съезде координаторов групп «Матерей в молитве» 1-5 октября участвовало около 70 человек с разных стран мира, включая большинство европейских, а также Бразилию, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию и Нигерию. Мое выступление внесло новую струю, меня потом за него искренне благодарили. Располагались мы все в одном из католических монастырей в 20 км от г. Брно, в живописной деревеньке Вранов-у-Брна, или просто Вранов, где вокруг густые леса, опрятные чешские домики и погода, как по заказу, в пору классического бабьего лета, случающегося в Москве в середине сентября, а там недели на три позже. Сегодня, в день отлета, погода как раз там и испортилась! А вчера я гулял по Праге в настоящую летнюю погоду в одной рубашке. Некоторые фото надеюсь выложить позже…
Tags: библия, писание, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments