pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Две стороны одной медали

Рассматривая отношения Церкви и государства в наши дни, мне хотелось бы развести идеалы, которые для Церкви являются неизменными, и реалии, которые отражают именно нынешнюю ситуацию. Россия — одна из самых секуляризированных европейских стран. То, что в других странах Старого Света практически является само собой разумеющимся, как например: кафедры теологии в вузах, капелланы в армии, выходные дни в большие религиозные праздники, обучение религии в школах и многое другое, в частности, касающееся проявлений религиозной культуры, — в нашу жизнь входит с трудом и под зубовный скрежет тех, кто представляет себе «светское государство» исключительно в виде государства атеистического, исключающего присутствие религии в общественных процессах.

Но время атеистической диктатуры, надеемся, прошло. Присутствие Церкви в публичной сфере — это совершенно нормальное для свободного общества явление.


Патриарх здесь абсолютно прав.
Но почему происходит именно так на российской почве? Воинствующая светскость за пределами церковной ограды, и не менее воинствующий клерикализм внутри нее - две стороны одной и той же медали. Россия - страна крайностей и в этом случае тоже.

Пока наша атмосфера внутри церковно-приходской среды будет оставаться клерикальной, ни о каком весомом влиянии РПЦ на общество не может быть и речи. Это влияние так и будет распространяться в лучшем случае на 1-3 процента населения страны. Конечно, надо определиться в том, что есть клерикализм и что такое "клерикальный".
Напомню одно из возможных определений:
Клерикализм (лат. clericalis — «церковный») — политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. В более узком, экклезиологическом смысле — организация церковной жизни, предполагающая господство сословия клириков (профессионального духовенства).
На первое никто не претендует, ни патриарх, ни духовенство в целом. А вот второе - господство сословия клириков над всеми остальными во внутрицерковной среде - присутствует в значительной степени. Многие через него успели пройти, через т. наз. "послушания", которые "превыше поста и молитвы", через разного рода "благословения" то на нежеланный брак, то на монашество, к которому не были призваны и т.д. Но у устойчивой части православных верующих как раз имеется спрос на такой клерикализм, он ими считается в порядке вещей. Эта часть небольшая, менее 1 процента всех россиян, но она, как ни странно, делает погоду во всей РПЦ. Но именно это её и маргинализирует как общественный институт. Отсюда и рождаются у многих опасения: если весомая часть клириков претендует на духовно-психологическое господство в церковной среде, которое многими воспринимается в порядке вещей, то что будет, если церковному институту дать все возможные преимущества за его пределами? Впрочем, они и так уже были даны в 90-е годы, но воспользовались ими явно не плодотворно. Отсюда все разочарования, отсюда боязнь (во многом призрачная) клерикализации общественной жизни. И отсюда же по большей части провалы в том деле, чтобы действительно нести свою миссию за пределами храмов, освящать и христианизировать общественную жизнь, влиять на умы и сердца ищущих и сомневающихся людей, проповедуя любовь, прощение Христа и покаяние, которое только и возможно перед этой Его любовью... Поскольку до сих пор не в массовом почете в современной российской церковности именно те служители и проповедники, которое это делали более, чем успешно: отец Александр Мень у нас в России, о. Александр Шмеман или митр. Антоний Сурожский на Западе. Но они-то как раз не были клерикалами! То есть они выражали дух открытого и смиренного христианства, не ставящего себя НАД всеми другими, а просто предлагающего приблизиться ко Христу и таинственной и молитвенной жизни Церкви. Проповедь Церкви как самой себя, как законченной и непререкаемой истины, под предлогом того, "что христианства нет без Церкви" - это и есть современный неизжитый клерикализм, препятствующий нормальной христианской миссии сегодня. Проповедь Христа и Евангелия, для того, чтобы люди впоследствии объединялись вместе в общих делах и молитве ("где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них", и там-то и начинается Церковь!) - это уже совсем иное. Все дело в акцентах! И тут, действительно, "дьявол в деталях" скрывается...
Tags: жизнь церковная, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments