pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Сен-Николя-де-Пор и Нанси

Сен-Николя-де-Пор (Saint-Nicolas-de-Port) – небольшой поселок в 12 км от города Нанси. Двубашенная базилика огромных размеров (высота башен 88 м), темно-серо-коричневого цвета в позднеготическом стиле, еще издали при подъезде к ней поражает своей величественностью и монументальностью, контрастируя с окружающим современным полусельским, однотонным европейским ландшафтом.
1

Сфотографировать ее вблизи очень трудно из-за узких улочек и домов, вплотную подступающих к храму.
2
Внутри церкви уютно, светло и просторно; высота храма и его размеры, немногим уступающие Нотр-Даму в Париже, впечатляют еще больше.
3
Мне здесь доводилось неоднократно служить Божественную Литургию перед частью мощей свят. Николая чудотворца. В первый раз стараниями диакона Николая Никишина (священника с 2003 г. и остающегося до сих пор преподавателем математики одного из университетов Парижа) было организовано от Трехсвятительского храма Парижа паломничество по восточной части Франции (Эльзасу и Лотарингии) 8-11 ноября 2002 г., и первая Литургия в Сен-Николя-де-Пор была отслужена мной и о. Николаем 9 ноября. Нас тогда неожиданно встретил очень живой, лучезарно улыбающийся и подвижный батюшка в черном подряснике с наперсным серебристым восьмиконечным крестом… Неужели православный? Очевидно, приглашенный из Румынской или Сербской Церкви, подумалось в первый момент. Но нет, это оказался сам настоятель этой базилики, отец Жан-Луи, просто симпатизирующий нашей русской Церкви, любящий Православие и даже знающий немного по-русски и по-славянски «Отче наш».
Для своих 55 лет он выглядел чуть ли не на двадцать моложе. Он бывал неоднократно в России и даже привез оттуда в свою церковь для устроенной в ней православной часовни кое-что из церковной утвари – блюдца, используемые на проскомидии, семисвечник, который не в каждом православном-то приходе во Франции встретишь… Бывал, по его словам, в храме свв. Космы и Дамиана в Столешниковом пер. В этой замечательной базилике хранится небольшая часть мощей (две фаланги пальцев) свят. Николая, вмонтированная в серебряно-золотой мощевик в форме вертикально поставленной руки от локтя до ладони. Обычно он всегда находился в этом месте, в боковом приделе:
4
Но теперь было обнаружено, что реликвия находится под спудом, причем, чтобы она показалась на глаза на небольшое ограниченное время, надо в автомат опустить одноевровую монету:
5
Попала святыня сюда через 11 лет после перенесения мощей (а если называть вещи своими именами, то – кражи со взломом) св. угодника из Мир Ликийских в Бари, в 1098 г. Тогда здесь существовала церковь гораздо меньших размеров; величественная же, просторная и намоленная базилика в ее дошедшем до нас виде была сооружена в XVI веке (в годы Первой мировой войны она сильно пострадала, а потом реставрировалась на деньги одной благодетельницы, скончавшейся в 1980 г.; ей посвящена мемориальная доска на стене храма). В поселке есть также мемориальная доска, посвященная Жанне д`Арк, которая совершила сюда в юности паломничество, будучи сама из этого региона (понятно, этой базилики в ее время не было).
По пути в Бар-град или сразу после прибытия туда значительную часть останков свят. Николая отхватили себе венецианцы, в то время явно господствовавшие по всему Средиземноморью. Мало кто до сих пор знает, что в Бари только часть мощей святого угодника, другая часть как раз в Венеции, где почитание святителя явно прослеживается с давних времен. В соборе Сан-Марко, например, есть большая его мозаичная икона византийского типа. Ну а кроме Венеции, что-то досталось, таким образом, и Лотарингии.
Тогда всю первую православную литургию в этой базилике о. Жан-Луи стоял и усердно молился, а с ним несколько местных француженок. И в последующие наши приезды о. Жан-Луи, когда мог, всегда был с нами на литургии, как и его постоянные прихожанки. Такое было впечатление, что каждый раз мы, оказываясь там, попадали не то в средневековье, не то в те далеки времена, когда Церковь на Западе и на Востоке еще была едина, и потому во время наших богослужений совсем не чувствовалось, что православные и католики все-таки пока разделены!

В этот раз мы приехали сюда в середине дня 19 августа, после отслуженной на Преображение литургии в Тэзе и перед полагавшейся 9-часовой стоянки автобуса в Нанси. Никого уже, конечно, не было в храме, ни настоятеля, ни сотрудников. День оказался очень жарким, а поселок, в том числе по этой причине, совершенно вымершим.
6

Сам город Нанси (центр региона Лотарингии) в целом менее живописен, чем многие другие города Франции, фото которых я выкладывал в прошлые разы, но в центре есть, что посмотреть. Хотя при 35-градусной жаре было неохота разгуливаться, и мы спасались от жары в тенистом парке у фонтана.
Городские ворота XIV в.:
7

Витрина, однако!
8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Скульптура «бодрствующих», что-то типа на боевом посту:
18

У этого фонтана мы и освежались:
19

Юный паломник:
20

Вечер. Place Stanislas (площадь им. короля Станислава Лещинского):
21

22

После столь жаркого потного дня, ночью нашей группе предстоял переезд в Берлин и пятичасовое знакомство с городом (дешевая по цене поездка имеет свои обратные стороны – в автобусе особенно не разляжешься и, соответственно, не поспишь).
Tags: путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments