pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Экклезиологическое. Об униженном православии

Протоиерей Алексей Уминский пишет:

«Нельзя быть с Церковью только в минуты Ее подъема, славы, возрождения, романтических мечтаний и переживаний. Нужно с Ней быть и в минуты позора, в минуты, когда в Нее плюют, в минуты, когда Она находится в неприглядном виде. Почему я должен себя от Нее отделять в минуты, когда все ужасно, но говорю о себе, что я Ее человек, когда все хорошо?»

Я полностью согласен с отцом Алексеем. Не хочется уподобляться крысам, бегущим с тонущего корабля, или, по крайней мере, давшего течь, тем более, если этот корабль церковный. Многим представителям прогрессивной общественности, возмущающимся по поводу того, как еще могут порядочные люди оставаться в этой скомпрометировавшей себя организации, можно задать вопрос: а как вы сами до сих пор находитесь в этой «Рашке», как кто-то из вас ее называет? И что вы вообще тут делаете, почему не переехали в Европу или Америку, как все порядочные люди, а остаетесь в этой полумафиозной стране, в этом бандитском государстве, где власть совершенно проворовалась, где все построено на взятках, где нет никакой демократии, а только разговоры о ней и пародия на нее, где..., где... ну и так далее, сами понимаете. Как вам не стыдно оставаться до сих пор в этой проклятой и поганой стране?.. Ведь все порядочные и нормальные люди давно уже слиняли за бугор! А те, кто остались... ну в общем, жлобьё, если не уехали. Путинисты, фашисты, империалисты!

Но есть одна вещь, которую о. Алексей не озвучил, но которая напрашивается здесь для дополнения.
Все дело в том, что традиционное и привычное для многих богословие давно уже находится в кризисе и не отвечает ни живому опыту людей, ни их вопрошаниям. В частности, это богословие о Церкви, или экклезиология. С некоторых весьма давних пор принято считать, что Церковь – это хранительница или вместительница истины, основываясь на известных словах апостола Павла о Церкви как «столпе и утверждении истины» (1 Тим. 3, 15). Но из этих слов нисколько не следует, что Церковь равна истине. Да, она может и призвана ее утверждать! Но есть важные слова Христа, которые проясняют этот вопрос, но которые часто совершенно не замечаются: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). И как раз после этих самых слов Пилат спрашивает: «Что есть истина?».

И эта истина, явленная Христом, заключалась не столько в теоретических утверждениях и представлениях о Боге, как бы они ни были сами по себе важны, сколько в практической жизни и поведении. Эта истина неотделима от любви! И тогда, кто не слушает голоса Христа, тот и не стоит в Его истине. «По плодам их узнаете их…». Каждый из нас в отдельности, и все вместе, составляя единое мистическое Тело Христа, можем быть то в истине, то вне ее. Истина – во Христе, а не в нас как организации или сообществе, тогда как каждый из нас причастен этой истине в той степени, в какой пребывает и действует в нас любовь Христова, Его смирение и прощение. Но причастность истине Христа раскрывается не в одиночестве, не в отвлеченной духовности и книжности, а в той самой Церкви, где каждый член старается заботиться о других членах:
«Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 24-26).
Если церковь как сообщество верующих в данный конкретный момент истории перестает отвечать этим требованиям Писания, она перестает быть «столпом и утверждением истины», превращаясь во что-то другое. В одном из псалмов, 25-м, есть жесткие и меткие слова по этому поводу, в славянском переводе: «Возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду». Очевидно, что одни, уходящие из РПЦ, уже пришли к тому убеждению, что это есть та самая «церковь лукавнующих». Что ж, обобщения всегда легко делать, как легко пребывать в самодовольстве другим и говорить, что только православие сохранило истину, русское, в частности. Это две основные крайности, которыми, как известно, полна земля Русская. Христос как воплощенная истина – не там и не тут, Он над всем этим, поверх этого. В церковной организации во все времена были разные люди, и порочные, и святые. Но святость для внешнего наблюдения гораздо труднее заметна, чем порок, в том числе святость Христа и истина Христа. И хорошее в церковной среде воспринимается внешними людьми зачастую как должное, а дурное, как недолжное, и будет вызывать нарекания, что неизбежно. По-настоящему свидетельствовать о истине в нынешней России – это, пожалуй, следовать за Христом сегодня в конкретных делах и жизни по любви, обрекая себя в том числе на поругание с разных сторон и принимая на себя огонь по двум основным фронтам, как по неверующему либерально-гуманистическому, так и по охранительному (впрочем, непонятно чего охраняющему, скорее всего, самого себя), церковно-системному. И благословляя и тех, и других. Проповедуя Христа, а не самих себя как сообщество, и не противопоставляя свой собственный мирок другим христианам, в чем-то от нас отличным. И не судя всех тех, кто ушел из РПЦ в другие организации или вообще в никуда, поскольку часто сами мы подавали к этому повод, унижая свое православие, заключающееся не в словах, а в силе духа. Нынешний год может положить конец православному экклезиологическому триумфализму хотя бы на уровне богословия или, по крайней мере, послужить началом этого конца. Церковь не дана Христом в готовом виде, она ЗАДАНА.
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →