pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Тэзе: фото и осмысление увиденного

Когда наша группа ехала на автобусе из центральной части Франции, посетив сначала Париж, а потом долину Луары с замками, попадались указатели на похожие названия – Азе, Лэзе, но только не на Тэзе. Вокруг были видны то поля с подсолнечниками или кукурузой, то пастбища, то холмы или уже целые горы с непроходимыми густыми лесами, и места здесь были довольно безлюдными. Что же тогда могло быть здесь 70 лет назад, когда брат Роже (1915-2005) удалился в эти места для постоянного жительства?..
1

Соседняя деревушка Амени:
2

Раздолье!..
3

4

5

Но так всегда начиналось монашество, что в четвертом веке, что в четырнадцатом в случае преп. Сергия Радонежского, что в двадцатом. Удалялся человек от мирских дел и соблазнов для молитвы и помощи другим людям, потом вокруг него собирались помощники и ученики, и дело пошло… Сейчас одновременно на территории лагеря Тэзе могут жить до 6000 человек. В наше пребывание здесь с 12 по 19 августа было, по приблизительным подсчетам, 3500. Поэтому братьям общины, число которых точно мне никто не мог сказать (ориентировочно до 100 человек) помогают приезжающие волонтеры, из числа самих же паломников, но уже вполне освоившихся здесь и не первый раз прибывших, по крайней мере. Всех рядовых гостей приглашают обычно на неделю, волонтеров на месяц-полтора, а в дальнейшем кто-то из них может оставаться здесь до полугода и до года. Группы гостей из десятков человек, по типу той, с которой я ездил, формируются по довольно своеобразному принципу: в ней должно быть взрослых, старше 35 лет, не более одной трети. То есть предпочтение отдается молодежи до 30-35 лет. В случае нарушения этого баланса ответственному за группу при ее формировании кому-то из старших приходится отказывать. Но индивидуальные визиты с высылкой приглашения после установления контакта с общиной, насколько я понял, возможны. Французская виза для приглашенных в Тэзе, кстати, бесплатная!

Конечно, в этом лагере, как и в любом монастыре, существует своя дисциплина, свои правила, которые все приезжающие призваны соблюдать. В случае их злостного нарушения в следующем приезде в Тэзе гостю может быть отказано. А правила довольно простые и понятные: в частности, молодежи запрещается привозить с собой и употреблять спиртные напитки (при этом багаж вновь прибывших может выборочно проверяться). Небольшое количество вина можно, впрочем, выпить в местном кафе. Естественно, предполагается участие каждого гостя в утреннем, дневном и вечернем молитвенном собрании. Специально за каждым, конечно, никто не следит, но могут проверить жилые помещения или популярные в лагере места скопления гостей в активное время суток. Выход за территорию лагеря официально не приветствуется, но по договоренности можно отлучиться на несколько часов, обычно по субботам, когда часть нашей группы ездила в соседний живописный городок Клюни, в средние века бывший знаменитым аббатством.
http://www.catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=558
Тэзе находится примерно в 15 км от Клюни. Брат Роже кое-что позаимствовал в организации жизни общины из Бенедиктинского устава, практиковавшегося как раз в этом аббатстве.

После завтрака организовывались библейские встречи-лекции с разными потоками: свой для молодежи, что меньше 30, и свой для взрослых. Как я уже написал, для взрослых лекции читал брат Джон, которые мне очень понравились, как и многим другим, разумеется. После обеда предполагалось обсуждение услышанного утром на лекции в малых группах по 6-10 человек. Малые группы создаются также с целью знакомств с новыми людьми и расширения контактов, поэтому братья и волонтеры призывают не замыкаться в собственной группе, с которой паломники приехали, а смешиваться с людьми из других групп. Единственное серьезное препятствие к этому – плохое владение иностранными языками, прежде всего английским. Если на лекциях, которые читаются на английском, всегда находятся те, кто может переводить (в нашей большой московской группе был отличный профессиональный переводчик-синхронист из Казани, Дмитрий, из протестантов, бывший уже в пятый раз в Тэзе), то общение в малых группах у тех, кто языков не знает, возможно только с соотечественниками.

Я сам оказался в малой группе довольно быстро, не предприняв к тому абсолютно никаких усилий для поисков, но здесь сыграло свою решающую роль то, что я был одет в подрясник, так что мной просто заинтересовались. Вокруг меня сразу оказались две пожилые шведки, один голландец, один итальянский священник из Рима, о. Гильермо, и еще одна итальянка из Турина. Одна из этих шведок, Агнета, уже давнишний завсегдатай Тэзе, естественно, взяла инициативу в свои руки и все последующие дни вела нашу группу. Мне приходилось в этой группе подчас быть переводчиком с английского на французский и наоборот, поскольку итальянцы хотя и понимали английский, но лучше говорили на французском, а шведки с голландцем говорили только по-английски. Поскольку я по жизни не говорю регулярно ни на одном из этих двух языков, хотя изучал и тот, и другой, то в первые моменты было довольно сложно – французские слова путались с английскими. Но под конец как-то приспособился, и даже жалко стало, что такая тренировка быстро закончилась…
6

Молитвенные собрания в лагере проводятся три раза в день. Они проходят в так называемой Церкви примирения, построенной в 60-х годах и с тех пор неоднократно перестраиваемой и расширенной для того, чтобы она могла вмещать всех гостей, и сейчас она вмещает несколько тысяч человек.
7

С виду это как будто православный храм, с несколькими луковками наверху; внутри есть отдельные иконы, но нет алтаря и солеи. Утренние молитвы устраиваются перед завтраком, дневные перед обедом, а вечерние после ужина. Братья общины садятся посередине ближе к передней части в белоснежных длинных одеждах. Все остальные – либо на полу, где придется, либо на скамейках вдали, по периметру, либо на специальных низких миниатюрных скамеечках (стоять на службах здесь не принято).
8

Каждое такое собрание предваряется колокольным звоном (насколько я понял, обычно звукозаписью, хотя звонница тоже есть) и длится около 40-45 минут.
9

Поются разные гимны на многих языках, обычно на основе отдельных стихов псалмов или евангельских изречений. В Тэзе распространен респонсорный тип исполнения гимнов, взятый из католического богослужения и когда-то практиковавшийся в древней Церкви : к примеру, канонархом поется ключевой стих, который затем повторяется народом, а затем в ответ на следующие стихи псалма этот же стих снова многократно повторяется народом. Это очень красиво и трогательно, тем более, что все здесь участвуют в пении, даже кто этому не обучен специально (в общине есть свой профессиональный хор, который задает тон и темп песнопений, а всем желающим разучивать мелодии уделяется специальное время) . Всем пришедшим перед началом богослужения выдаются специальные листки и брошюры с собранными там песнопениями, их текстами и нотным изложением, а также переводом на разные языки мира. Во время службы каждый раз в разных местах церкви зажигается электронное табло с номером следующего исполняемого гимна, чтобы легче было следить и находить его. На утреннем правиле также обычно прочитывается отрывок из Ветхого Завета (чаще всего из пророков), а на вечернем – отрывок из Евангелия. Перед утренним правилом кем-то из братьев, среди которых есть католические священники, рано служится месса, а на утреннем богослужении желающим раздается причастие (кроме воскресных дней, когда месса служится вместо утреннего правила). Несколько раз утреннее или вечернее правило начиналось славянским «Святый Боже» или греческим «Кирие элеисон», что было по-своему трогательно. В первый вечер после нашего приезда мне также запала в душу мелодия и слова английского гимна: Wait for the Lord whose day is near; wait for the Lord: keep watch, take heart! (см. Пс. 27, 14).

Важная и непременная часть каждого молитвенного собрания, помимо песнопений, – пауза молчания где-то посередине, продолжающаяся примерно 7-10 минут. Когда каждый может просто углубиться в свою внутреннюю молитву, войти в себя и что-то личное выразить перед Богом. Этих пауз безмолвной тишины явно не хватает православному богослужению, такому, как оно сложилось в последние несколько сотен лет. Более того, в современной практике даже не приветствуется, не позволяется, чтобы вольно или невольно делались такие паузы, например, перед причащением прихожан, когда священнослужители еще только готовятся выйти к народу, но нужно раздробить святой Агнец и т.д. А именно в это время как раз они были бы наиболее естественны! Но вместо этого их заполняют безвкусными подчас «концертами», с музыкальной и молитвенной точки зрения уж явно уступающими песнопениям Тэзе…

Братья общины позаимствовали, помимо некоторых гимнов, также некоторые другие черты православного богослужения. Например, каждую пятницу, которая традиционно посвящается страданиям Христа, вечером выносится крест на поклонение. И это поклонение происходит в конце службы очень долго, даже слишком затянуто. Группа людей подходит ко кресту, возложенному прямо на пол, и распростирается перед ним, оставаясь на минуту-две в таком положении, тогда как остальные терпеливо ждут. Из-за этого такая процессия можно длиться часов до двух ночи. Я уж готов был возроптать внутри себя, но, увидев спокойные и терпеливые лица вокруг, устыдился…

А в субботу вечером в конце вечернего правила все зажигают свечи, что символизирует пасхальный свет Воскресения Христа.
10

Большинство гостей, прежде всего молодежь, размещаются в лагере в довольно скромных аскетических условиях - либо в барачного плана домиках, либо в палатках. Размещение паломников:
11

12

В деревенских каменных домиках живут обычно братья и волонтеры, родители с детьми и часть паломников, удаляющихся для молчания.
13

14

Добро пожаловать в лагерь! Надписи на разных языках, а снизу приписан еще один какой-то. Я так понимаю, «олбанский».
15

А на этой площадке обычно развлекается молодежь. Рядом – кафе, где собираются, пьют кофе и т.д.
*

В деревенской церквушке периодически совершается православная литургия. Которая, слава Богу, состоялась на Преображение с моим участием при подготовке брата Матфея, курирующего русских гостей:
16

17

Антиминс, облачения и все прочее необходимое для служения при церкви есть, поскольку сюда приезжают периодически отцы из Румынии, Украины, Белоруссии и России. Аналоев, правда, не хватало, чтобы книги разложить, покровцов разных… Но это уж неизбежные издержки в подобных случаях.

У церкви маленькое кладбище, где и похоронен брат Роже, основатель общины, убитый ударом ножа какой-то сумасшедшей (или бесноватой) женщиной во время вечерней молитвы 16 августа 2005 г.
18

В Тэзе разбит приятный парк – так называемый сад тишины. Туда можно уединиться в определенные часы, полежать, походить…

19

20

21

22

23

Пешком можно сходить в соседний поселок Комартэн, примерно в 3-4 км:
24

Где есть свой замок, но я туда не ходил:
25

И известное аббатство Клюни в 15 км, но туда уже надо ехать на автобусе. Фото выложу в другой раз. А напоследок – наша группа общается с братом Матфеем, курирующим русскоязычных гостей. Он англичанин, 26 лет уже в общине, очень приятный сам по себе человек. С ним установилось живое и теплое общение у многих из нас.
26

27

И общее фото в день отъезда после Преображенской литургии:
28

«В Тэзе мы открываем то, что я люблю называть «постидеологическим христианством». Бог – это Тот, Кого мы всегда ищем, – говорил один из отцов церкви. И одновременно Он всегда приходит и дает Себя нам. Бог – это Тайна и Любовь, и тогда другой человек в свете Христа нам кажется тоже тайной и любовью. В Тэзе можно петь вместе, здесь поют короткие емкие фразы, которые повторяются неустанно. Слова востока и запада, севера и юга – на многих языках. Крест пятницы, пасхальная ночь с субботы на воскресенье, и брат Роже в окружении детей».
(Оливье Клеман)

И его же еще одно замечание, из книги “Тэзе. Земля доверия и надежды»:

«То, что происходит в Тэзе, очень хорошо объясняют слова монаха IV века Евагрия Понтийского: «Монах отделен ото всех и соединен со всеми». «Отделен ото всех», поскольку у братьев есть моменты уединения, удаления, безмолвия и внутренней молитвы; «соединен со всеми» через молитвы о мире и гостеприимство, ибо служение, избранное общиной Тэзе, это и есть – принимать молодежь: ищущую, желающую, жаждущую. В общине достаточное количество братьев, так что они могут быть как бы стержнем службы. Будь тут три-четыре брата, все было бы иначе. Здесь их почти сотня – и потому они не растворяются в толпе и могут вести тысячи. Братья отвечают за группы, где изучают Библию, они исследуют отдельные тексты и делятся своим пониманием. А после вечерней молитвы братья остаются в церкви, чтобы слушать людей. Такая монашеская жизнь может кого-то удивить, но гостеприимство – традиционно, просто в Тэзе оно приспособлено к нашему времени: к нашему сегодня и нашему завтра»
Tags: жизнь церковная, люди, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 180 comments