pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Любить добрых как друзей, а недобрых как врагов

Максим Исповедник, О любви 1-я сотница, 71:
«Совершенная любовь не разделяет единого естества человеков по различным их нравам; но всегда смотря на оное, всех человеков равно любит: добрых любит, как друзей, а недобрых, как врагов, благодетельствуя им, долготерпя, перенося ими причиняемое, отнюдь не отплачивая им зла, но даже страдая за них, когда случай востребует, дабы, если можно, соделать и их себе друзьями…»
2-я сотница, 10:
«Если одних ненавидишь, а других ни любишь, ни ненавидишь; иных любишь, но посредственно, а иных любишь очень сильно; то из сего неравенства познай, что ты далек еще от совершенной любви, которая внушает любить равно всякого человека».

Очевидно, преп. Максим здесь клонит к известной евангельской максиме «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Любовь Которого распространяется ко всем без различия в том плане, что солнце сияет и на добрых, и на злых, и дождь проливается на праведных и неправедных, освежая и тех, и других равно. Но эта любовь – безличная. Вот и сам Максим, похоже, это понимает и поэтому, несмотря на свои слова «совершенная любовь не разделяет единого естества человеков», уточняет, что она «добрых любит, как друзей, а недобрых, как врагов». Не разделять это единое естество, единую природу человеческую, можно только безлично. Когда же вступаешь в личные отношения с каждым, кто встречается на твоем пути, возникают те самые связи с ними, живые, с разными оттенками любви и симпатии (увы, случаются и антипатии), без которых наша земная жизнь попросту не представима.

Абстрактно любить человечество, конечно, можно в воображении, и даже мечтать о такой любви, и быть по-своему ей увлеченным (как госпожа Хохлакова у Достоевского в «Братьях Карамазовых», которая при этом признавалась, что с каждым конкретным человеком у нее не хватило бы сил и дня пробыть в одной комнате). Но реально любовь проявляется по плодам в отношении к каждому, с кем сводит нас жизнь, причем с одними больше и теснее, а с другими более отстраненно и эпизодически. И здесь даже самоотверженная материнская любовь к разным детям не может быть абсолютно одинаковой. И, как ни странно, сама любовь Господня. У Христа был, как известно, «ученик, которого любил Иисус», то есть любил особенно, выделяя его среди других. Получается тогда, по логике преп. Максима, эта любовь была страстной и несовершенной? Не говоря уже о фразе пророка Малахии «Иакова Я возлюбил, Исава же возненавидел», которую цитирует апостол Павел (понятно, что не буквально возненавидел, а просто возлюбил меньше, что отражает в данном случае особенность семитских языков)? Да нет, просто эта любовь выражалась личностно, как и к другим избранным пророкам или ученикам Господа, но к каждому из них по-своему.

Но тогда мы подступаем к следующей проблеме или даже парадоксу: Бог никого не отвергает Своей благостью и благодатью, но с Ним важно вступить в личные отношения самому человеку. Без которых вечная жизнь в присутствии Божьем может показаться какой-то явно не полноценной. Тот, кто вступит в эти личные с Ним отношения, тот и войдет в то самое Царство Божие. И в этом смысле никто не придет к Богу иначе, чем через Христа.

Тот же, кто подменил в своей жизни Бога какой-нибудь идеологией, философией на тему божественного (буквально – «теософией»), книжничеством, в том числе богословским (богословами часто были, есть и будут, не в святоотеческом, но в светско-академическом смысле те, кто вовсе не познал Бога, но свободно рассуждает о Нем), и мало ли чем еще, тот и не вступил с Богом в живые отношения. Впрочем, кто судьи эти людям? – таковых людей всегда было большинство, и конфессиональная принадлежность здесь особого значения не имеет. Тогда как друзей Бога, возлюбивших Его живо и твердо, всегда было очень мало. А именно это подразумевает любовь личная как φιλία, в отличие от αγάπη, которая может быть и безличной. Не случайно апостол Петр взволновался и восскорбел, когда Иисус в третий раз спросил его: «Любишь ли Меня?»
Из книги еп. Кассиана «Водою, кровию и духом»:
«XXI. 15. Господь спрашивает Петра: «...любишь ли ты Меня более, чем они?» (ст. 15). Перевод есть толкование. Речь идет о любви к Христу, и только о ней. Πλέον τούτων (славянское «более сих») не может значить «больше, чем их» (других людей, его собратьев по апостольскому служению), и тем менее «больше, чем эти вещи» (лодку, сети и прочие снасти). Господь употребляет глагол αγαπάω. Мы знаем, что именно он выражает любовь ученика. Первый вопрос отвечает первому отречению: перед служителями, которые заподозрили в нем ученика (ср. XVIII. 17). Но кто эти другие, любовь которых к Иисусу сопоставляется с любовью Петра? Речь идет о присутствующих — хотя бы и издали — при диалоге, а присутствует один ученик. Но не выделяется ли из них молчаливо один — тот, который более, чем другие, связан был с Иисусом узами любви? Вообще, первая мысль — о любви как основании общения между Иисусом и учениками. Петр исповедует свою любовь, но употребляет другой глагол: φιλέω. Он не дерзает на αγάπη, любовь отрешенную, основанную на уважении. После отречения он может притязать только на φιλία: смиренную любовь в кругу друзей. И Господь поручает ему пасти его стадо.

Условие пастырства есть любовь (ср. Ин. X), и пастырство есть выражение любви.

XXI. 16, За первым вопросом следует второй (ст. 16). Тот же глагол αγαπάω, но уже без сравнения; в словах Иисуса было и второе отречение — отречение ученика (ст. XVIII. 25). Тот же глагол φιλέω в ответе Петра, то же поручение пасти стадо.

XXI. 17. Третий вопрос (ст. 17) вызывает огорчение Петра. В переводе на русский, да и на другие языки, выходит, что Петр огорчен тем, что Господь в третий раз вопрошает его о его любви. Но уже Ориген объясняет его огорчение тем, что Господь в третьем вопросе изменил глагол любви. Вместо αγαπάς με он сказал φιλείς με. Это — тонкость, которая почти не поддается воспроизведению на другие языки. Только латинская Вульгата передает αγαπάω через diligos а φιλέω через amo и выдерживает различие глаголов в ст. 17. Огорчение Петра понятно. Он не притязал на αγάπη, но в своем праве на смиренную φιλία он не сомневался. Однако столь же понятно изменение глагола и в устах Иисуса. Его третий вопрос отвечает третьему отречению Петра. В третий раз Петр отрекся не как ученик. Его спросил родственник усеченного им Малха, не видел ли он его с Иисусом в саду (ст. XVIII. 26-27). Нанося удар Малху, Петр действовал не как ученик. Совсем наоборот, он поступил вопреки воле Иисуса (ср. XVIII. 10-11). Но и обратно: в Прощальной беседе тот же корень φιλ- дважды выражает любовь в союзе Церкви (ср. XV. 13-15 и особенно XVI. 27). Употребляя о любви Петра глагол φιλέω, Господь возводит и ее на эту высшую ступень. И тем не менее не может быть сомнения в том, что три вопроса следуют один за другим в порядке нисходящем.

Оценка вопросов. Первый вопрос: Петр не может притязать на любовь ко Христу большую, чем любовь других учеников, в частности и в особенности чем любовь того, которого своею любовью отметил Иисус.

Второй вопрос: Петр не может притязать на любовь ученика вообще.

Третий вопрос: отречение Петра было отречением и от чисто человеческой любви. Строго говоря, он потерял право называться и другом Христовым, на чем он так упорно настаивает. И однако Господь его принимает в число своих друзей. Последняя бездна его падения есть и начало его преображения Божественной любовью в союзе Церкви».


Изначально дано здесь людям может быть по-разному в плане любви, и общей, и лично-дружеской, что отражает определенную тайну личного избрания Божьего. Вероятно, это давало повод в прошлом некоторым крайним протестантам договариваться до предопределения одних ко спасению, других к погибели, что есть уже чудовищно-еретический взгляд. Некая предопределенность в том, что есть те, кому дано вступить в личные отношения с Богом, а есть еще больше тех, кому не дано, разумеется, имеет место. Но тем, кому дано, с тех и спрос особый, и ответственность на них большая, а кому не дано, с тех и спрашивать нечего будет.
Tags: высокое богословие, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments