pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Мой диалог с епископом Агафангелом

Я никогда не копировал мои обсуждения в других местах ЖЖ, но здесь все-таки не удержусь. Нашел на ЖЖ еп. Агафангела (agafa_angel), из тех, которые не поддержали объединения РПЦЗ с МП. Один из избитых доводов - участие в экуменизме. Я подключился к обсуждению...

http://agafa-angel.livejournal.com/1222.html?thread=44230#t44230

Я: Очень приятно...
Вот я, например, экуменист. Моя позиция совпадает с такой, хотя бы, выраженной у о. Георгия Чистякова:


Суть Благой Вести невозможно вместить не только в один текст, но, наверное, и в одну Церковь. И если говорить о том, что есть Церковь, можно сказать: все черты Церкви присутствуют и в православии, и в других христианских исповеданиях. У нас, православных (и через нас), Господь подчёркивает что-то одно, у католиков или протестантов - другое, и подчёркивает прежде всего для нас.

Какой великий дар, что в православии дети допущены к мистической жизни Церкви во всей её полноте! У протестантов, как известно, детей не крестят до взрослого возраста, а у католиков их до 11 -12 лет не миропомазают и даже не причащают. Но когда видишь в Западной Церкви обряд первого причастия, которого дети ждут как великого праздника, к которому с волнением готовятся, ради которого переживают месяц совершенно удивительного духовного роста, то огорчаешься, что у нас этого нет, а есть обратная сторона участил детей в таинствах - механическое к ним отношение, когда они во время службы маются, томятся, шалят и т.д. Приходит в голову, что, может, с какого-то возраста надо приостанавливать причастие детей. Конечно, непередаваемо радостно причащать младенцев, особенно если младенец тянется к чаше: глаза распахнуты, ротик открыт, он весь тянется ко Христу в таинстве Евхаристии. Это ни с чем не сравнимо. В такие минуты, как никогда, чувствуешь присутствие Божие. Потом в жизни ребёнка наступает момент, когда он, взрослея, кое-что уже начинает понимать, но... служба его утомляет, к концу её он уже устал, даже если его привели в середине. Я думаю, что родители должны хорошо обдумать это. Может быть, до какого-то возраста вообще не надо приводить детей на Литургию - до тех пор, пока у ребёнка не появится личная, внутренняя потребность подойти ко Святой чаше. Так что опыт наших западных братьев и сестёр учит нас осторожности.

Истина Благовестия не вмещается в опыт одной Церкви, она сохраняется в опыте разных христианских Церквей. И когда, сравнивая, как бы совмещаешь его, - постигаешь всё богатство христианства. Но, понимая это, мы ни в коем случае не призываем механически соединить все Церкви в одну. Это было бы убийственно! Важно другое - чтобы мы не испытывали друг к другу неприязни, ненависти, отвращения. Необходимо уметь видеть свои слабые стороны и сильные стороны других. А мы, наоборот, любим подмечать слабости других. В результате попадаем в тупики - и личные, и общецерковные. Не к тому зовёт нас Господь!

Например, мы должны учиться у протестантов читать Писание, знать Писание и любить Писание. Протестанты, в свою очередь, учатся у православных и католиков любви к истории подвижников Церкви, к опыту живых христиан. В последнее время проповедники, учёные и просто рядовые протестанты очень часто открывают для себя опыт, накопленный христиацской Церковью за две тысячи лет. Например, лучший доклад, который я слышал о преподобном Сергии Радонежском, был сделан протестантом. Слушая его, мы чувствовали, что преподобный Сергий находится среди нас. И лучшая, на мой взгляд, книга о Франциске Ассизском тоже написана протестантом. Словом, когда протестанты, лишённые опыта встречи со Христом через встречу со святыми, открывают его для себя, то нащупывают что-то такое, чего мы, которым эта возможность дарована, иногда не видим. Тайна множественности Церкви заключается именно в том, чтобы через эту множественность мы могли друг друга обогащать.

Итак, у всех христиан есть какие-то общие и какие-то особые дары, которые Господь даёт тем или иным Церквам. И Церковь имеет возможность делиться этими дарами, если другие того хотят. Несомненная заслуга протестантских вероисповеданий в том, что и православные, и католики XX века полюбили читать Писание, не расстаются с ним, издают его и т.д. И заслуга Церквей Востока (Восточного Средиземноморья, христиан-арабов) заключается в том, что община, которая была ими сохранена, стала неотъемлемой частью Церкви во всех вероисповеданиях.

свящ. Георгий Чистяков, "Над строками Нового Завета"

http://www.sbible.boom.ru/books/chist13.htm

agafa_angel: То, о чем пишет о. Георгий Чистяков, касается обрядовой (внешней) стороны. О Церкви нужно говорить совсем другими словами (и понятиями).

Я: И тем не менее, разделения между христианами происходили чаще всего по этой внешней обрядовой стороне, ну и по политико-идеологической еще.
Что касается ересей, то ни католики, ни протестанты не подходят вполне под понятие еретиков, использовавшееся в Византии в раннее средневековье и, тем более, в апостольское время (конечно, со многими протестантами будет сложнее в связи с их отношением к таинствам и принятием женского священства). С другой стороны, мало кто из православных разбирается во всех этих догматических точностях и тонкостях, и среди нас еретиков всегда было и будет больше, чем собственно православных. По мысли архим. Софрония Сахарова, никто не может себя назвать православным в строгом смысле слова, ибо это значило бы видеть Бога, как Он есть, и поклоняться Ему достойно Его святости.
Поэтому когда кто-то упрекает, что мы молимся с "еретиками", я всегда отвечаю, что серди наших православных прихожан в России всегда было больше еретиков или просто суеверных (а суеверие вообще выводит из христианства и делает язычниками).

agafa_angel: - мало кто из православных разбирается во всех этих догматических точностях и тонкостях -

Да, но зато разбирались многие святые, имена которых нет надобности перечислять. Вы считаете, что они понимали в православии меньше Вас и о. Георгия Чистякова?

Я: За себя утверждать ничего не буду, а взгляд о. Георгия Чистякова (Царство ему Небесное) мне кажется глубже, чем, например, у свят. Игнатия Брянчанинова, при всем моем также к нему почтении и согласии с ним в других вопросах.
Святые тоже судили в меру своего понимания инославных и общего контекста той эпохи, в которой жили.
Но уже в то время митр. Платон (Городецкий) утверждал, что ни одну церковь, исповедующую, что Иисус есть Христос, он не посмеет назвать ложной.
И еще есть прекрасные рассуждения по этой проблеме архиеп. Иоанна (Шаховского):

Православный (по духу своему) человек в наши дни не может не ощущать всей недостаточности общего духовного уровня православия своего и своих братьев православных. И лишь такое смиренное осознание православными людьми своей недостаточности, особой ответственности пред Богом, может вернуть истине Православия ее апостольское сияние. Необходимо православным получить дух смиренности и покаянности, который только и является "печатью царской" Православия и явным о нем удостоверением. Православный стыдится тщеславного подчеркивания своего православия или своей первоклассности в праведности и не разглашает о ней. Имя "православный" - православные несут, радуясь о истине Господней и стыдясь за себя, свою недостаточность. И это не мешает им быть смелыми, когда надо, в исповедании веры. Отдалившиеся же от духа православия, воспринимают свою "православность", привилегию, как Старший Брат в притче о Блудном Сыне, воспринимал свое старшинство и большую близость к Отцу. Чувствуя свое "старшинство в вере", некоторые православные зазирают сперва не-христиан, потом "не таких, как они", христиан, и кончают осуждением тех православных, которые не принадлежат к их малой группировке. Разве мы не видим этого и в наши дни? И, по мере зазирания других людей, эти мнимо-православные считают себя все более чистыми, все более избранными. Так порождается в мире вдвойне отвратительное новозаветное фарисейство: утешение не Божьей, а "своей" святыней.
Из статьи "Трудность высоких наименований".
http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/10/pravosl.htm

agafa_angel: Вы как-то с ходу себе противоречите: - За себя утверждать ничего не буду - и тут же от себя, любимого, делаете такие заявления, которые под силу, разве что, Вселенскому Собору (широта взгляда, однако). Если продолжить Ваши мысли, то и сами, собственно, Вселенские Соборы были не нужны, поскольку узаконили в церкви разделения. Знаете, все это в Вас, скорее не от веры, а от равнодушия. Простите, если обидел.

Я: Нет, нисколько не обидели!
Дело в том, что после семи Вселенских Соборов человечество далеко ушло вперед. А новый вселенский (всеправославный) собор не собирался. А ведь не помешало бы! Как думаете, почему он не собирался? Вот у католиков и то получше в этом плане дела обстоят: у них последующие соборы имеют статус вселенского, то есть, по крайней мере. они всекатолические.
У меня это как раз не от равнодушия. "Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Иногда эту любовь видишь у инославных и, наоборот, не видишь у православных. И мне за современное православие просто обидно. Ваша юрисдикция, да и многие другие, весьма экзотические, никак друг с другом не могущие договориться, лишь только укрепляют меня в моей позиции.

А вот еще мысль мною любимого митр. Антония Блюма:

Помню, как я был смущен, когда Николай Зернов пятьдесят лет назад мне сказал: “Вся трагедия Церкви началась со Вселенских соборов, когда стали оформлять вещи, которые надо было оставлять еще гибкими”. Я думаю, что он был прав, — теперь думаю, тогда я был в ужасе. Это не значит, что Вселенские соборы были не правы, но они говорили то, до чего они дожились. И с тех пор богословы тоже до чего-то дожились… Скажем, отца Сергия Булгакова считали еретиком, а теперь многие совсем по-иному на него смотрят. И то неправильно, и сё неправильно. Есть у него вещи, которые неприемлемы, а есть и наоборот…

(Опубликовано в газете "Русская мысль" от 20-26 июля 2000)

agafa_angel: - Дело в том, что после семи Вселенских Соборов человечество далеко ушло вперед -
Вот тут мы с Вами расходимся. Я думаю, что, наоборот, человечество, в известном смысле, идет назад. Вера апостольская рассеивается в мире - людей на земле рождается больше, а веры у них становится меньше (вера ведь вообще иссякнет в конце времен). Сейчас придумали веру заменять экуменизмом. Концепция взамен исповедничества. Многим, в том числе и Вам, это удобно. А жаль.

Я: В чем-то вперед, в чем-то назад, но история все-таки имеет смысл и цель, не так ли? Если б все только шло к оскудению и деградации, ее продолжение было бы бессмысленно - тогда только второй всемирный потоп. Но пшеница и плевелы растут и созревают вперемешку.
А вот что еще сказано: "по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь". Исповедничество тоже может быть разным, и от сознания собственной исключительности, упоения в гордыне. "...И если отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор. 13, 3).

agafa_angel: У Вас неправильное понимание любви и совсем отсутствует понимание Церкви. К сожалению.

Я: Ну если неправильное, то в чем, по-Вашему, понимание правильное?
Мне кажется, нужно не иметь "понимание любви", а просто любить!
Кем был бы милосердный самарянин (Лк. 10, 25-37), если б он строго придерживался взаимного в его время правила не общаться с иудеями, как и иудеи не общались с самарянами? А ведь получается, что образ еретика, поднявшего с дороги израненного путника, стал на все последующие времена образом Самого Христа!
См. http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=39867
А Церковь - это тайна, и понимание ее весьма различно было и есть. Беда вся в том, что это разное понимание порождает по-прежнему разделения среди христиан. Сначала Восток и Запад в целом, потом Запад при Реформации, и, наконец, снова Восток в ХХ в. А ведь Христос всех зовет к единству!

agafa_angel: Любовь это не чувство, любовь есть единство. Мы хотим быть едины со Христом и Его Церковью. То, что Вы считаете любовью, у святых отцов именуется похотью, греховной страстью и прельщением.
Если продолжить Ваши мысли, то вскоре и Сам Христос вызовет у Вас вопросы. Ведь Он столь многих обличал и говорил, что принес не мир, а меч. Увидите, сколь много есть положительного у буддистов, мусульман, индусов. Станете мыслить шире...
Господь установил границы Церкви. Если для Вас святые Вселенские Соборы и святые отцы "смотрят слишком узко", то Вы воистину свидетельствуете о том, что Вы не сними. И с Православной Церковью, по сути, у Вас нет ничего общего.
Я думаю, на этом следует прекратить наш разговор.

Я: Верно, Христос обличал - но вот вопрос: кого больше всего? Иерархов, между прочим, - саддукеев... Фарисеев и книжников, благочестивых и набожных. А самарян не обличал, а ставил их иногда и в пример - злостных еретиков для правоверных иудеев.
А четких границ Церкви Господь не устанавливал и не мог установить - эти границы проходят через сердце каждого человека.
Благодарю Вас за проявленное терпение. Всего доброго Вам!
свящ. Филипп


А теперь вопрос ко всем: Хорошо, пусть у меня понимание неправильное. Ну почему, при "правильном" понимании Церкви и "правильной" любви, разделениям среди православных нет конца!?
Tags: Полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 135 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →