pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Комментарии к проекту «Положения о монастырях и монашествующих»

говорят сами за себя.
Я пробежал глазами текст проекта. Ничего собственно нового по сравнению с той уже закрепившейся практикой, которая имеет место последние десятилетия, я не нашел. Всё в духе системного администрирования и регулирования. Но вот отзывы монашествующих весьма важны. Да и не только их.

Бабкинъ Михаилъ Анатольевичъ,
5.06.2012 в 23:08
Осмелюсь напомнить, что в начале XX века - в период "неканоничного церковного управления", при "проклятом царском режиме", "угнетавшем и порабощавшем Церковь", "унижавшем церковную иерархию" - перед проведением большой реформы церковного управления делался большой опрос епархиальных преосвященных. Спрашивались их соответствующие мнения и пожелания... Потом все сии отзывы были изданы...

А вот в нынешних условиях "истинной свободы Церкви", при её "каноничном возглавлении" и проч., проч., проч. условиях "возрождения", спрашивать тех, кого в первую и главную очередь касается готовящаяся реформа, не шибко, похоже, собираются...

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ - НА ТО И НАПОРОЛИСЬ.

монах Диодор (Ларионов)
5.06.2012 в 22:37

Хочу поддержать монашествующих, которые высказались ниже относительно данного "проекта" монастырского устава. Совершенно очевидно, что этот так называемый устав - самый большой позор в истории русского монашества и русской Церкви. Этот "устав" попирает многовековую монашескую традицию, основанную на главном принципе - избрании игумена братией, а не назначении сверху - без которого, как было верно
замечено, говорить о монастыре как духовном сообществе просто невозможно. Очевидно, что сегодня все решения о монастырях принимаются людьми, совершенно не знакомыми с монашеской жизнью, совершенно некомпетентными, циничными и едва ли глубоко церковными. Полностью игнорируются какие-либо церковные правила и постановления Соборов, не говоря уже об элементарных нормах человеческой морали
(например, о социальной и правовой защите монахов, которые являются полноценными людьми, а не рабами на плантациях и т.д.). Пункт, подчеркивающий некое обязательное "служение монастыря миру", является плодом незрелой фантазии составителей, который никак не соответствует духовной цели монастыря, существующего исключительно как место покаяния, τόπος μετανοίας. Все разговоры о служении миру не имеют под собой никакой канонической, богословской и духовной почвы. Это результат обмирщения Церкви и превращения её в "бюро
по предоставлению ритуальных услуг". Пункты, касающиеся "послушаний", работ и административных наказаний, настолько чудовищны, что даже не заслуживают обсуждения. Мне непонятно одно: кто имеет дерзость составлять
подобные проекты для всего монашества, не изучив при этом каноническое право и авторитетные монашеские уставы, написанные не юношами - сотрудниками церковных отделов, а святыми отцами и наставниками монашества? Это целый пласт канонического права, который, к слову сказать, очень плохол разработан в русской каноническом праве. Но есть толстые тома, описывающие монашесткое право" в канонических сводах греческих канонистов, которые сегодня заслуживают самого пристального внимания. Я могу назвать два основных пособия: 1) Ἀ. Πετρακάκος. Οἱ μοναχικοί θεσμοί ἐν τῇ, Αποστολικῇ Ὀρθοδόξῳ Ἐκκλησίᾳ. Leipzig 1907; 2) Π. Παναγιωτάκος. Σύστημα τοῦ Ἐκκλησιαστικοῦ Δικαίου, τόμ. Δ'. Τὸ Δίκαιον τῶν Μοναχῶν. Ἀθῆναι 1957. (Кстати, русское издание второй работы готовится к выходу). Без хорошего знания этих основополагающих трудов говорить о монашеском праве, и тем более проектировать монашескую жизнь для реально существующих общин - значит не отдавать себе отчет в том, что делаешь. Разве не понятно, что это эксперименты с живыми людьми, а не с каким-то подручным материалом. Понимают ли составители свою ответственность перед Богом и Церковью за то, что делают? Понимают ли, что им придётся отвечать за некомпетентность, ведь результат некомпетентности в этом вопросе - погибель человеческих душ? Очевидно, что проект нуждается в кардинальной переработке (а лучше новом составлении на основе святоотеческих уставов), причем с учетом голоса монашествующих, ведь по этим уставам жить им, а не нынешним составителям. Главный принцип любого современного устава (достаточно посмотреть греческие современные уставы) заключается в том. чтобы каждое его слово имело основание в священном монашеском предании (с обязательной ссылкой на источник того или иного правового постановления).
=================================================================================
От себя немного добавлю. Игнорируется многое уже довольно давно, не сейчас эта ситуация возникла. Все тот же "системный кризис". Но дело еще и в состоянии монашества как такового, каких людей допускали все эти последние десятилетия до него. Теперь многое придется долго еще расхлебывать. Вот в 1995 году я три месяца прожил в Высоцком монастыре в Серпухове...
Думал рукополагаться через принятие монашества, по правилам игры, предлагаемым нашей же Системой: либо женись, либо постригайся, а третьего не дано. Епископ Можайский Григорий, посылая меня в этот монастырь, говорил, что это вроде как образцово-показательный, где монашеская жизнь налажена. Наместником его тогда был архимандрит Иосиф (Балабанов). Насельникам от него много терпеть приходилось от его самодурства (само собой, меня он сразу же не воспринял, но я старался смиряться, как "положено", и потому три месяца все-таки там прожил!. Но у митр. Ювеналия арх. Иосиф всегда был на хорошем счету. В 1999 году я посетил этот монастырь уже будучи священником, когда архим. Иосиф был уже епископом (тогда Угличским, а потом его сослали в Биробиджан). И почти никого из прежних иеромонахов уже не застал! Кто ушел в мир и женился, кто вообще тронулся рассудком, кто был "отлучен от церкви" самим архимандритом (sic!) и всерьез при этом думал, что он отлучен и т.д. Пострижены и рукоположены многие были двадцатилетними или чуть позже. Плоды такой монашеской жизни говорят больше, чем все слова, вместе взятые.
Была у меня давняя запись об этом: http://pretre-philippe.livejournal.com/4882.html
Tags: свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments