pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

А. Каломирос. "Река огненная"

Прочитал эту работу до половины, дальше бросил. Я так понимаю, сейчас в современном греческом богословии есть целое неопатристическое и одновременно антизападное течение, которое, с одной стороны, акцентирует внимание на то, что Бог есть любовь и не виновник зла, как не создатель ада (что уместно и хорошо), а с другой, обвиняет католическое и протестантское богословие в создании такого искаженного образа Бога, который подтолкнул людей к атеизму. Нечто подобное я читал уже у архим. Нектария (Мулациотиса) или у митр. Иерофея (Влахоса).

Впрочем, нельзя не согласиться со следующей мыслью автора, по-своему остроумной:
Но при помощи чего диавол смог так оклеветать Бога? Какое средство он использовал, чтобы убедить человечество, развратить человеческую мысль?
Он использовал “богословие”
.

Но при этом все шишки летят исключительно в "западное богословие". Мне такая позиция видится весьма упрощенной.

"Приходилось ли вам когда-нибудь заострять внимание на том, какова основная черта западного богословия? Его основная черта – признание того, что Бог – истинная причина всякого зла" - пишет автор.

Но в нашем православном быту это выражается в известной фразе "на всё воля Божия". Вряд ли тут можно усмотреть прямое влияние Запада, или даже косвенное.

Вывод автора: "Таким образом был рожден атеизм, и именно Запад – место его рождения. Атеизм был неизвестен восточному христианству, пока западное богословие не проникло и в него [2]. Атеизм есть прямое следствие западного богословия. Атеизм – отрицание и отречение от злого Бога [3]. Люди стали атеистами, чтобы, закрыв глаза или подобно страусу спрятав голову, спастись от Него. Атеизм, братья, – отрицание католического и протестантского Бога. Атеизм не есть наш настоящий враг. Наш настоящий враг – фальсифицированное и искаженное “христианство”".

Но почему автор считает, что фальсифицированное и искаженное христианство было только на Западе? На мой взгляд, Вл. Соловьев и Н. Бердяев уже писали на эту тему, и притом глубже, чем современные греческие богословы. Соловьев обозначил это явление как "средневековое миросозерцание", при котором христианская вера была смешана с языческими предрассудками. Когда власти, и светской, и церковной, было по-своему выгодно держать людей в узде и в почтительном страхе перед Богом, Церковью и власть имущими. Но это было свойственно отнюдь не только Западу! Ну и вообще это была болезнь роста: экстенсивное распространение христианства вширь неизбежно влекло за собой общее понижение уровня веры и приспособление её к среднему мирскому человеку. Кроме того, и в самой Библии, прежде всего в Ветхом Завете, мы можем найти многочисленные утверждения о том, что Бог источник всего, и доброго, и злого, как указывает сам же Каломирос:

"Многие скажут: “Разве само Священное Писание не говорит о гневе Божием? Разве не Сам Бог обещает, что накажет нас или простит? Разве не написано, что Он награждает тех, кто усердно ищет Его (Евр. 11, 6)? [45]Разве Он не говорит, что месть исходит от Него, и что Он отплатит за зло, причиненное нам? Разве не написано, что страшно попасть в руки Бога живого”?" [46]

И тут вступает весьма интересная логика со ссылкой на святых отцов: "После нашего падения мы нуждаемся в страхе"... Или: "Св. Писание говорит на нашем языке, на языке, который мы понимаем в нашем падшем состоянии".То есть Бог в Писании говорит так приспособительно к уровню людей того времени. Спору нет: большинство людей неизбежно проходят, так или иначе, три стадии духовного развития: рабское, наемническое и сыновнее. Раб по психологии понимает легче язык устрашения, чем язык любви. Но тогда причем здесь Запад и его обвинения в искаженном образе Бога, если этот искаженный образ неизбежно присутствует у очень многих людей независимо от географии?

Определенная заслуга Запада, отчасти невольная, состоит как раз в том, что там, на основании логического и систематического анализа Писания и отцов Церкви, действительно, появлялись богословские концепции, доводящие до абсурда господствовашие тогда взгляды на Бога и Его промысел. В судебной теории искупления, в частности. Или позднее в кальвинизме с его безусловным предопределением. Кроме того, после падения Византии систематическое богословие оставалось и развивалось только на Западе, а Русь еще только подступала к его освоению. Естественно, что атеизм как оформленное мировоззрение вследствие логического отвержения такого сформированного в средние века образа Бога возник тоже на Западе. Как писал Бердяев, «Люди и целые группы людей, целые народы приспособляли христианство, как и все религии, к своему уровню и напечатлели на образ Бога свои пожелания, и наложили на этот образ свою ограниченность. Это и давало прекрасный повод для отрицания самого существования Бога. Дурной антропоморфизм был не в том, чтобы придавать Богу характер человечности, сострадательности, видеть в Нем потребность в ответной любви, а в том, чтобы придавать Ему характер бесчеловечности, жестокости, властолюбия… На Бога были перенесены социальные категории господства и власти, что и было дурным социоморфизмом… Дурным космоморфизмом было перенесение на Бога категории силы. Но Бог совсем не есть и сила в природном смысле слова. Бог есть правда. Культ Бога как силы есть еще идолопоклонство»
(«Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»).

Тогда сам атеизм, разумеется, возник не без мудрого божественного провидения! Но тот же Запад не стоит на месте, а развивается, и с учетом новейшей католической или протестантской мысли уж никак нельзя утверждать, что сейчас там доминирует тот же искаженный образ. Скорее, можно найти прямо противоположную крайность. Тогда основная проблема состоит не в преодолении западного богословия, а в преодолении, ну или корректировке, если выразиться помягче, средневекового миросозерцания, присущего сейчас как раз российскому востоку на бытовом уровне более, чем современному Западу.
Tags: высокое богословие, книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments