pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Из ответов на вопросы

(Те, что поступают на Правмир.ру)

Радуют иной раз осмысленные вопросы, когда люди интересуются пониманием Писания, например, или ставят нелегкие вопросы о духовной жизни, над которыми самому полезно лишний раз задуматься. Другие бывают весьма злободневны. А некоторые, как и неизбежно в подобных случаях, курьезны.

Лери (возраст 32, Грузия, Тбилиси), 2012-04-26

Благословите, батюшка.
Откуда берется душа человека – она передается нам от Адама, или же Бог дает каждому человеку новую душу?
Если от Адама, то понятно, почему наша природа повреждена и мы смертны – вместе с поврежденной душой Адама нам передалась и поврежденность и греховность.
Но если душа от Бога, то как же мы тогда рождаемся в первородном грехе и нуждаемся в крещении и втором рождении. Получается, что Бог дает уже поврежденную душу, или душу недостаточно чистую для спасения?
Простите, если вопрос и неправильный или дерзновенный. Спасибо!


Здравствуйте, Лери! Христос воскресе!

На ваш вопрос в целом никогда не было однозначного и четкого ответа. Но согласен с Вами и тоже придерживаюсь той точки зрения, что душа человека не творится каждый раз Богом заново, а формируется, начиная с зачатия и первых месяцев жизни младенца, и что-то наследует от обоих родителей.

С уважением,
Свящ. Филипп


Елена (возраст 19, Липецк), 2012-03-17

Делать аборт в пост больший грех?

Дорогая Елена!

Делать аборт большой грех в любое время жизни, и в пост, и вне поста. Сам по себе пост здесь совершенно не при чем. Дай Бог никогда этот грех не совершить!

С уважением,
Свящ. Филипп

Михаил (возраст 23, Донецк, Украина), 2012-03-20

Имеет ли христианин право надеяться на всеобщее спасение (такую надежду выразил Антоний Сурожский в своем диалоге об атеизме и последнем суде)? Скажите, пожалуйста, насколько правильны аргументы митрополитов Каллиста, Иллариона, преп. Исаака Сирина в пользу этой концепции?

Здравствуйте, Михаил!

Лично мне близки мысли упомянутых Вами авторов насчет спасения. Но другим священникам и мирянам они могут показаться подозрительными. По многим вопросам у нас неизбежны разные точки зрения, тем более, что само слово «спасение» можно понимать по-разному. Можно под ним понимать причастие Божественной природе, обожение (см. 2 Петра 1, 4), а можно простое помилование. В первом случае спасающихся, по всей видимости, будет мало. Во втором – большинство или даже, действительно все, кроме особо упорствующих и сопротивляющихся Божией милости, если таковые найдутся («всех Господь Бог заключил в непослушание, чтобы всех помиловать» - Рим. 11, 32). В общем, как говорил Иисус, «в доме Отца Моего обителей много»…

С уважением,
Свящ. Филипп


Ирина (возраст 28, Ярославль), 2012-03-30

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, почему нужно бояться Бога, Его наказания, Судного дня? Ведь во всех молитвах звучат одни и те же слова: "Яко Благ и Человеколюбец", "…да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердия". В Законе Божием написано: "Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей". Т.е. любовь Господа к нам безгранична. Понятно, что бояться должен тот, кто не покаялся в своих грехах и не исправил жизни своей. Но если я искренне раскаиваюсь в чем-то и намереваюсь исправить свою жизнь, то почему мне нужно бояться? Чего нужно бояться? Могу ли я надеяться в таком случае на спасение своей души? Почему нужно со страхом ходить в храм? Зачем бояться Бога, если я хочу научиться ЛЮБИТЬ Его всем сердцем и душою? Например, разве может мать бояться свое новорожденное чадо, которое она любит всем сердцем? Бояться того, кого любишь нельзя, по-моему. Или может я что-то не понимаю. Разъясните мне, пожалуйста. Давно этот вопрос меня мучает. Заранее спасибо!

Здравствуйте, Ирина!

Вы сама фактически уже и ответили на свой вопрос. Для многих людей, только начинающих свой духовный путь, иногда приходится проходить эту первую стадию страха. Страха наказания за грехи, будущего суда по делам, из которых ничего нет доброго, и т.д. Это стадия раба. Есть еще желание трудиться ради ожидаемой награды, поощрения – это стадия наемника. Но высшая стадия – это сыновняя, о которой Вы и написали. Разумеется, мы призваны идти этим сыновним путем. Другое дело, всегда ли идём этим путем любви? Если копнуть себя поглубже, то не так всё бывает просто. Поэтому даже на более одухотворенной ступени то, что называют «страхом Божиим», не совсем уж исчезает, а как раз преображается в такое вот чувство: как бы не изменить перед Богом своему сыновнему призванию, не скатившись назад до рабского уровня! Бог-то всегда верен нам, а вот мы-то сами постоянны ли перед Ним, верны ли Ему? Ведь к нашей любви нет-нет, да и примешивается иногда что-то постороннее и даже нечистое – тщеславие, гордыня по мелочам, равнодушие, бесчувствие, безответственность…

С уважением,
Свящ. Филипп


Владимир (возраст 52, Новосибирск), 2012-04-20

Христос Воскресе!!! Проясните, пожалуйста, с точки зрения, что такое – комплекс неполноценности, откуда и как он возникает и самое главное – как с этим бороться? Заранее – Спаси Вас Господь!!! Христос Воскресе!!!

Здравствуйте, Владимир!

«Комплекс неполноценности» - термин известного психоаналитика Альфреда Адлера (1870-1937), стоявшего наряду с Фрейдом и Юнгом у истоков современного психоанализа. Этот комплекс может проявляться у людей, не дополучивших с детства родительской любви, например. Которых часто с детства порицали, бранили, внушали об их неполноценности в том числе. Преодолеть его можно только открытием в себе хорошего, а не только плохого, и развитием своих талантов. В конечном счете важно почувствовать в себе образ Божий и принять, трезво полюбить самого себя, исходя из призыва Писания «люби ближнего, как самого себя». Также этот комплекс может быть обратной стороной собственной гордыни, которую преодолеть вообще очень трудно, даже просто невозможно только своими силами.

С уважением,
Свящ. Филипп


Олег (возраст 48, Троицк), 2012-04-23

Здравствуйте.
В нашем Храме за сорокоуст(одно имя за упокой) просят заплатить 1000 рублей. Какова официальная стоимость исполнения сорокоуста? Это очень дорого. Я встречал цены 30-50-100 и максимум 200 рублей.


Здравствуйте, Олег! Христос воскресе!

Я сам даже и не знаю точно, какая средняя цена за эту требу, но 1000 за одно имя это явный и сильный перебор. Мой лично Вам совет: не заказывайте сорокоусты вообще, если в храме Вас никто из духовенства не знает или знает плохо и поверхностно. А лучше попросите какого-нибудь знакомого батюшку просто молиться о упокоении того, за кого Вы хотите. Это будет куда лучше, тем более, что записываемые сорокоусты, как правило, прочитываются поскору, там много разных имен, не говорящих ничего самому священнику или помощнику, который их читает, и делается это обычно довольно механически, учитывая списки, состоящие из многих сотен и тысяч разных имен. В современных предложениях о сорокоустах чувствуется явный коммерческий интерес, помноженный на неоправданные и преувеличенные ожидания от тех, кто их заказывает. Увы, но это реальность.

С уважением,
Свящ. Филипп


Александр (возраст 36, Н.Новгород), 2012-04-24

Здравствуйте! В проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 22.04.12 г. были упомянуты некие действующие "предатели в рясах". Кого конкретно имел ввиду Патриарх? Спасибо.

Христос воскресе, Александр!

Честно признаться, затрудняюсь ответить. Это лучше у самого Святейшего патриарха спросить, - возможно, он располагает какой-то информацией, которая мне лично пока не известна. Может, он знает что-то больше, чем я сам на данный момент.

С уважением,
Свящ. Филипп

дмитрий (возраст 65, Хайфа, Израиль), 2012-03-31

Здравствуйте! Большая просьба объяснить то, что мне не понятно. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл имеет официальный титул "святейший". В русском языке это означает: святее всех святых. Это первое. Второе: в Библии есть множество стихов, где говорится, что свят один лишь Создатель. Например, в книге "Откровение Иоанна", глава 4, стих 8. "Свят" повторяется трижды, чтобы еще более обратить внимание читающего. Неужели Кирилл считает себя святее Господа Бога?

Здравствуйте, Дмитрий!

Ко всему этому можно относиться лишь как к устойчивой исторической традиции, но не буквально, конечно. Традиция эта идет еще с глубоких византийских времен, и она, конечно же, не евангельская по своему происхождению. Это уже уступка определенной идеологии, доминировавшей в те времена. Но если сравнить титул нашего Святейшего патриарха с тем, как полностью именуется, например, патриарх Александрийский и всей Африки, то Вы удивитесь не меньше. А именуется он так:
«Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец отцов, Пастырь пастырей, Архиерей архиереев, тринадцатый Апостол и Судья всей Вселенной».

С уважением,
Свящ. Филипп



Александр (возраст 59, С-Петербург), 2012-04-23

Здравствуйте. Христос воскресе! Скажите пожалуйста к кому обращены слова Иисуса Христа в Евангелии от Луки гл.9, ст.41: "…о роде неверный и развращенный, доколе буду в вас и буду терпеть вас?", к ученикам, к отцу бесноватого или к нечистому духу?

Здравствуйте, Александр! Христос воскресе!

Да, это одно из неоднозначных и трудно воспринимаемых мест Евангелия, которое допускает разные варианты толкований. Но преобладает второй из перечисленных Вами вариантов.
Иоанн Златоуст считал, что эти слова были обращены как к отцу отрока, так и ко всем иудеям:
«Но ты можешь видеть неразумие этого человека и из другого обстоятельства. Вот он пред народом жалуется Иисусу на учеников: “Приводил его, - говорит, - к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его” (Мф. 17:16). Впрочем Христос, отклоняя от них обвинение в глазах народа, более обвиняет его самого: “О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами” (ст. 17)? Чтобы не смутить его, Он обращается не к нему одному, но и ко всем иудеям. Вероятно, многие из предстоящих соблазнились и стали думать худо об учениках. Когда же говорит: “доколе буду с вами”, показывает опять, что для Него смерть вожделенна и переселение отсюда составляет предмет желания, и что Ему не распинаться тяжело, а жить с ними».
http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z07_2/Z07_2_13.htm

Блаж. Феофилакт Болгарский примерно так же толкует этот эпизод:
«Ты видишь, что этот человек возлагает грех своего неверия на учеников, потому что они не были в состоянии исцелить. И так, Господь, посрамляя его за то, что он обвиняет учеников, говорит: "о, род неверный", то есть не так велик грех их слабости, как грех твоего неверия, ибо оно, будучи велико, победило соответственную их силу. Укоряя же этого человека, Господь укоряет вообще всех неверующих и присутствующих. Говоря: "доколе буду с вами", указывает, что Он сильно желает крестного страдания и удаления от них. Доколе буду жить с оскорбителями и неверами? "И запретил ему Иисус". Кому? Лунатику. Из этого же видно, что он, будучи неверующим, сам, благодаря своему неверию, дал возможность войти в него демону».
Борис Гладков в «Толковании Евангелия» (СПб, 1907) также склоняется к этой же точке зрения:
«Так как неудача, постигшая Апостолов, была следствием отчасти неверия отца бесноватого, то Иисус сказал: о, неверующие! Сколько чудес совершено среди вас Мною и именем Моим учениками! А вы все еще упорствуете в своем неверии! Сколько же еще времени надо Мне быть с вами и терпеть ваши требования все новых и новых знамений, чтобы вы, наконец, уверовали? Это не упрек, не гнев: нет, это скорбь Иисуса о неверии развращенного фарисеями народа».

С другой стороны, известный библеист XIX в. А.П. Лопухин, например, считает, что слова были обращены к ученикам:
«Иероним, Иларий, Иоанн Златоуст, Феофилакт и другие относят обличительные слова Иисуса Христа к отцу больного юноши и к бывшим под горой иудеям и книжникам. Но эти мнения древних толкователей совершенно отвергаются новейшими экзегетами, которые говорят, что здесь Иисус Христос порицает не книжников, а Своих учеников, потому что они не в состоянии были исцелить отрока. Но почему же Он не говорит прямо об учениках, а о “роде неверном и развращенном,” т.е. вообще о живших тогда людях, о поколении? Потому, отвечают, что недостаток энергической (видимо, правильнее сказать — деятельной, живой; прим. ред.) веры в учениках ставил их в один ряд с прочими людьми современного Христу поколения. Бенгель: “суровым обличением ученики причисляются к толпе. Что здесь имеются ввиду ученики, видно из ст. 20: Отец больного имел веру, и потому просил о помощи. Сильные выражения: γενεά άπυστος και διεστραμμένη (род неверный и развращенный) можно объяснять из противопоставления веры отца и, по-видимому, других лиц, просивших о помощи, вере учеников».
http://bible.optina.ru/new:mf:17:17
Ну и, наконец, отнесение этих слов к сатане и его нечистым духам также очень даже возможно. Иисус терпел и любил людей с их немощами, проводя немалое время с мытарями, блудницами и прочими грешниками, а вот бесов изгонял регулярно и запрещал им разглашать, что они знают, кто Он.

С уважением,
Свящ. Филипп
Tags: жизнь церковная, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments