pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

«…Все же это - начало мук рождения» (Мф. 24, 8)

Прошедшее субботнее евангельское чтение (Мф. 24, 1-13):

1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2 Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: ""Я Христос"", и многих прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 всё же это -- начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13 претерпевший же до конца спасется.


В русском Синодальном переводе и в славянском тексте мы читаем про сказанное Христом о бедствиях, которые не сможет избежать человечество перед концом истории: «всё же это -- начало болезней». Однако слово ωδινος в стихе 24, 8 можно перевести не просто как «мука» или «болезнь», но как родовая мука. Глагол ωδινω значит мучиться в родах, рожать в муках. И в этом случае весь отрывок приобретает дял нас новое звучание, открывая дополнительный важный смысл. В самом деле, образ рождения в муках дается нам и в других новозаветных текстах. Например, апостол Павел пишет к галатам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения (ωδινω), доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19). Призывая же к бодрствованию жителей Фессалоники и затрагивая ту же тему последних времен, апостол прибегает к образу рождающей женщины, родовые схватки которой начинаются внезапно, непредвиденно: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5, 3). Сам Христос прибегает к этому же образу еще в последней доверительной беседе с учениками, говоря: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). Воистину, как индивидуальная жизнь христианина, так и вся история Церкви – не что иное, как муки рождения, и нового человека в отдельности, и нового будущего преображенного человечества в целом. И нам неизвестны ни кончина каждого из нас, ни, тем более, срок завершения всей мировой истории, то есть время рождения «нового неба» и «новой земли». Но и то, и другое можно уподобить внезапно наступающим заключительным родовым схваткам, начало которых обозначено хотя бы в проповеди Иоанна Крестителя («покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное») или в призыве Христовом: «Будьте готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Мф. 24, 44).
«Как рождающая подвергается болезням и в болезнях рождает: так и настоящий век, после волнений и войн, родит грядущий конец» - пишет блаж. Феофилакт. Но этот конец не будет неким внешне наложенным событием, ведущим в никуда, без какой-либо связи с предыдущими веками, прожитыми человечеством: наоборот, к нему стремится как к своей единственной цели вся христианская история: «Да приидет Царствие Твое» или «Ей, гряди, Господи Иисусе!». Поскольку «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14). Этот поиск в рамках здешней жизни неизбежно сопряжен со скорбями. Но когда исполнится время, души уверовавших в будущем веке возрадуются именно так, как приведенная в пример у евангелиста Иоанна женщина, тотчас забывшая про свои прежние боли и муки при появлении на свет своего чада. И именно ради этого и стоит терпеть и ждать, и тогда, по слову Христа, «претерпевший до конца спасется».
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments