pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Про жен-мироносиц, древних и современных. И про развитие церковного Предания



И еще немного, что не написал в заметке.
Приходят на ум известные слова ап. Павла, что
"все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3, 28). Действительно, различие в психологии и физиологии между полами было и остается, а вот различий в творчестве и духе - нет. То есть разница может быть только на уровне личностных духовных даров и талантов, их выражений. Различия в национальной психологии тоже остаются, но каждый народ может внести что-то свое неповторимое в общую церковную копилку многообразия духовного опыта. Вот, например, пасхальное богослужение в какой-то из африканских епархий Александрийского патриархата:
http://www.youtube.com/watch?v=2M-G35Ie2bg&feature=youtu.be
Но если духовных различий как таковых принципиально не существует, следует ли отсюда, что женское священство возможно? Вопрос открытый и интересный получается. С одной стороны, положительный ответ напрашивается, и протестанты на Западе его допустили. С другой же, в христианской семье глава все-таки муж ("муж глава жены, как и Христос глава Церкви... Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем" - Еф. 5, 24). Церковь в ее идеале - духовная семья. Где общину возглавляет служитель-муж, но не жена. Тут не столько формально-логические аргументы имеют силу, сколько аргументы от Предания - так было изначально, и по-другому быть не могло (апостолы и последующие епископы были мужчинами, но не женщинами). С другой стороны, само Предание церкви изменялось и пополнялось в истории. И вследствие этого пополнения Предания, особенно при рецепции христианства интеллектуальной греко-римской средой, среди самих христиан возникали разногласия и разделения, поскольку никогда не мог быть дан четкий ответ: где та граница, какую недопустимо переступать в церковном творчестве и развитии церковного Предания, которое могло бы привести не к более углубленному его пониманию, а к измене этому самому Преданию? И возможен ли вообще ответ на этот вопрос?
Tags: жизнь церковная, история, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments