pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Cо Святыми днями! + некоторые размышления

Зашел тут вечером в храм, который по-близости от дома, - Воскресения Христова в Сокольниках. Частным образом, в мирской одежде иногда туда наведываюсь (там меня никто не знает, кроме одного пожилого о. Валентина, с которым я однажды познакомился). А с завтрашнего утра уже каждый день буду в том храме, где сейчас помогаю... Была утреня Великого вторника, но разобрать практически ничего не было возможно, увы! Храм огромный, и акустика такова, что всё, что читает чтец, неизбежно тонет и растворяется в этом объеме. Я ничего разобрать на слух не смог. А народ стоял терпеливо, хоть и не понимал ничего. Пока еще наши службы спасает такой вот подход: "надо", "надо отстоять"... Ну хоть микрофоны бы поставили - ведь нетрудно же технически сейчас! Напоминает ситуация известную армейскую поговорку "солдат спит - служба идёт". Только здесь народ отстаивает, чтец чего-то произносит (если только не откровенно бормочет, без чувства, толка и расстановки!), а служба идет, но для кого идет, зачем идет?.. Ну разве что "так надо", "положено", а некоторые думают, что еще "бесов отпугивает".

Кстати, если кому интересно, то здесь моя очередная колонка на "Правмире", посвященная Страстной и ее отдельным темам и песнопениям.

В связи с этим вспоминается еще одно из евангельских чтений утрени Вел. вторника, прозвучавшее уже вчера вечером. Это 23-я глава от Матфея, где Иисус обличает книжников и фарисеев восьмикратным "горе вам!". Там есть одно из замечаний, по поводу которого мне в последние дни пришлось отвечать двум разным людям в переписке, так интересно совпало! Это известные слова "И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах", на что любят обращать наше внимание разные протестанты. Есть, разумеется, определенные контраргументы с православной стороны, но всё же стоит признать, что протестанты частично правы.

Современные православные, подобно тем книжникам, современникам Христа, в чем-то злоупотребляют этим же произношением слова "отец", тут есть о чем задуматься. Разумеется, буквализм понимания этих слов Мф. 23, 9 тоже может привести к абсурду: неужели мы отца родного не сможем тогда назвать отцом, и как его тогда называть-то!?... И апостол Павел, например, пишет коринфянам: "хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1 Кор. 4, 15). То есть он для коринфян отец духовный, что и подразумевается в данных словах. Апостол Иоанн тоже пишет в соборном послании ""Дети мои..." и т.д. Но вообще всякое отцовство и отечество, безусловно, от Бога. И это дар, который нужно заслужить и раскрыть его. Но у нас очень часто называют отцами тех, кто явно еще не дорос до этого дара и этого служения, быть отцом для множества, в духе. Поэтому здесь нужна, конечно, золотая середина с рассуждением. На практике у нас определенный перекос, это надо признать. Когда мы какого-нибудь юношу, которому исполнилось едва за 20, уже в силу его иерейского или диаконского сана, вынуждены по традиции называть "отцом". Или даже простого монаха! Зачем?.. Ведь как было бы лучше, если б звучало: "брат Александр", "брат Андрей" и т.д. Ну и с архиерейским "владыка" аналогично. Один у нас Владыка неба, земли и всей жизни нашей!
Однако, инертность традиции весьма велика. Вон патриарх Александрийский до сих пор официально в полном титуле называется как "Отец отцов, Пастырь пастырей, Архиерей архиереев, тринадцатый Апостол и Судья всей Вселенной"
Tags: богослужение, жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →