pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

По уставу?...

постятся модные люди тоже по-модному
то есть, "по благословению духовника" или просто от балды
короче, как угодно - только не по УСТАВУ
между тем, соблюдение Великого поста строго по Уставу - здоровее и лучше любых диет!


Я понимаю, с одной стороны, чувства уважаемого Владимира, оппонирующего, так сказать, "системному благочестию", но в целом утверждать "если постишься, делай это по уставу или не постись вообще" это уж слишком. Хотя согласен, что для физически здорового человека строго попоститься весьма благотворно, и сам для себя чувствую пользу. Насчет духовной стороны все не так однозначно, конечно, - я об этом писал недавно на Правмире, но для тела держать форму хорошо помогает, как и от избыточного веса предохраняет.
И все же, кто не совсем в теме насчет Устава, напомню кое-что из истории.

«Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно... в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц... и постятся только 3 пятидневия... те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково - 40-дневным... одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц... одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу» (Socr. Schol. Hist. eccl. V 22).

Кроме того, Иерусалимский устав, который Русь восприняла только в XV веке, был самым строгим из всех возможных, строже Студийского, который был на Руси изначально. Но такая строгость возможна лишь в том климате, где находится лавра Саввы Освященного, откуда этот устав пришел. Финики и инжир там вполне доступен и дешев, в отличие от России. Не говоря уже о теплообмене, при котором в жарком климате поститься очень даже доступно, но не в российском. Еще преп. Кассиан Римлянин отмечал, что то, что возможно в Египте, трудно применимо в Галлии из-за климата.

А не в Галлии, а в более теплой Византии, по Студийскому уставу постились так:
В праздник Благовещения, по Студийскому уставу, разрешались рыба и вино, а согласно уставу патриарха Алексия такое разрешение распространялось и на другие праздничные дни, как-то: 9 марта - 40 мучеников, 24 февраля - св. Иоанна Предтечи, 17 марта - св. Алексия, человека Божия, в Лазареву субботу и Благовещение.

Но наши отечественные средневековые ревнители благочестия, видимо, решили перещеголять всех остальных, равняясь при этом на самую традиционно строгую лавру преп. Саввы Освященного, откуда последующий Устав позаимствован!

Но, в то же время, читая, например, Ивана Шмелева о том, как постились наши не столь уже далекие набожные предки и какие блюда и разносолы всякие употребляли, рыбные в том числе, понимаешь всё же, что устав уставом, а меру мирского человека, а не монаха, всё же тогда знали и от здравого смысла не отказывались. Правда, постились ли от водки? - вопрос отдельный...
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →