pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

…И Отец, видящий тайное, воздаст тебе…

В сегодняшнем предпостовом евангельском чтении есть фраза, которая по древним вариантам читалась не так, как обычно многие привыкли. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 17-18). Так вот, слово «явно» имелось далеко не во всех древних списках Евангелий. И в современных английских, французских и прочих переводах, учитывающих накопившиеся данные библеистики и «усредненный», так сказать, критический текст Нового Завета, слово «явно» опускается. По-английски, например, читаем: “and your Father who sees in secret will repay you”. По-французски, в Traduction Oecuménique de la Bible и многих других: “et ton Père, qui voit dans le secret, te le rendra (recompensera)”. То же самое касается и молитвы (Мф. 6, 6), и милостыни (Мф. 6, 4).

Отдельный интересный вопрос, когда и в каких случаях при переписке уже прочно и неизменно утвердилось это слово «явно» в этих трех стихах Матфея (6, 4; 6, 6 и 6, 18). Может быть, литературно образованным грекам казалось, что в этих фразах не хватало смысловой симметрии? То есть, Отец, видящий тайное, непременно воздаст, но как? – конечно, явно, в качестве противопоставления чему-то тайному. Наложилось ли это на некоторый последующий упадок духовной жизни, когда многие христиане стали ожидать в отношениях с Богом некой зримой награды или хотя бы видимых, ощутимых плодов своих аскетических подвигов? Стадия если не раба, то наемника, трудящегося за мзду, конечно, свойственна на определенном этапе всем, ну или подавляющему большинству.

Иоанн Златоуст, толкуя евангелиста Матфея, читал этот фрагмент, очевидно, уже с данной вставкой. И как раз в его интонации присутствует это приспособительное снисхождение:
«Обрати далее внимание, какая обещается награда. Упомянув о наказании, ожидающем лицемеров, Спаситель показывает и ту славу, которая ожидает раздающих милостыню втайне, чтобы и тем и другим возбудить Своих слушателей, и возвести их к высокому учению. Он внушает, что Бог везде присутствует, и что наши дела не ограничиваются настоящей жизнью, но что после этой жизни мы предстанем на страшное судилище, дадим отчет во всех делах своих и получим или почести, или наказания, и что тогда ни малое, ни великое дело не может скрыться, хотя бы оно во время настоящей жизни, по-видимому, и было скрыто от людей. На все это Спаситель сделал намек, когда сказал: "Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Матф. 6:4). Воздаст, когда представит тебе великое и священное зрелище, когда то, чего теперь желаешь, даст тебе в великом обилии. Чего желаешь ты, говорит Он? Не того ли, чтобы иметь кого-нибудь зрителем дел твоих? Так вот тебе зритель - Сам Бог всяческих, а даже не ангелы, не архангелы. Если же ты желаешь иметь своими зрителями и людей, то Он в надлежащее время исполнит и это твое желание, и даже в величайшем избытке удовлетворит его. Если ты ныне захочешь показать себя, то можешь показаться только десяти, двадцати, или ста человекам; а если стараешься скрываться ныне, то тогда сам Бог возвестит о тебе перед всей вселенной. Итак, если ты особенно желаешь того, чтобы люди видели твои добродетели, то скрой их ныне, чтобы все с большей честью увидели их тогда, когда Бог сделает их явными, откроет и возвестит перед всеми» (беседа 19-я на Матфея).


Но вообще, опыт очень многих самых разных людей показывает, что это ожидание чего-то явного в воздаянии оказывается чаще всего напрасным. И, ожидая это явное и не получая его, кто-то разочаровывается и даже теряет веру. В то же время, с точки зрения стороннего наблюдателя только одной земной жизни Иисуса, еще не подозревавшего о Его будущем воскресении, чем эта жизнь окончилась? Полным поражением, провалом всего дела. Если и были какие-то явные воздаяния с чьей-то точки зрения в виде разных знамений, исцелений людей и проявляемой власти над природой, то всё это быстро ушло, улетучилось перед ещё более явной скорбью и растерянностью учеников в связи с унижением и распятием Учителя. Многие последующие святые, одаренные от Бога разными сверхъестественными способностями, также претерпевали особые скорби, либо гонения от единоверцев, либо «темную ночь» богооставленности. И вообще, явное воздаяние если иногда и есть, то оно скоротечно и неустойчиво. И это правильно, поскольку чаще лучше, чтобы мы либо не видели своих результатов, либо не застывали на них особенно, а устремлялись дальше, не принимая промежуточный результат за конечный. А это довольно непросто. Христианскую жизнь можно уподобить езде на велосипеде, где равновесие сохраняется только в движении. Как только остановишься, равновесие теряется. В общем, Христос есть путь, а путь предполагает движение по нему, и движение непрерывное. Причем без заведомого предвкушения скорых воздаяний: «Отец, видящий тайное, воздаст тебе», а уж как воздаст, это Его дело.

P.S.: Прошу прощения у тех читателей, с кем у меня получались не вполне мирные дискуссии или кого-то мог смутить и вывести из равновесия своими рассуждениями. А также у тех, кто ожидал, быть может, от меня большего внимания, а я, сам того не подозревая, это внимание не оказал.
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments