pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О гордости: хорошо забытое старое

Из восьми основных человеческих страстей в христианской аскетике одно из мест занимает гордость. По-гречески - υπερηφανία. "По своему филологическому составу υπερήφανος означает человека, который себя чрезмерно показывает, т. е. который, обладая громадным самомнением, при всяком случае выставляет свою личность на первый план. Таким образом, υπερηφανία очень часто связана с внешней пышностью, роскошью. Отсюда наречие υπεριφάνως употребляется как противоположное по смыслу μετρίως" (умеренно, скромно - свящ. Ф.).
(С. Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению).
И еще оттуда же:
"... По отношению к другим людям черты, свойственные тщеславию, являются в гордости в виде еще более обостренном и резком. Тщеславный хочет пользоваться окружающими людьми как средством для собственного прославления, - следовательно, он все же признает их нужными себе, полезными. Гордый же мечтает о своем решительном и несомненном превосходстве над всеми людьми, о своей полной независимости от них. Отсюда он стремится к исключительному самоутверждению по отношению к окружающим и, следовательно, к их отрицанию, к полному подчинению их себе во всём, к решительному, ничем не ограничиваемому своему господству над ними, почему гордость является причиною и основанием и других страстей - преимущественно гнева, зависти, клеветы.
Превозносясь своими достоинствами - действительными или мнимыми - внутренне одержимый гордостью на каждом шагу, кстати и некстати, неделикатно и бесцеремонно выставляет их напоказ, всеми путями подчеркивает свои труды и заслуги, имея в виду в то же время обесценить в общественном мнении труды и достоинства других людей, так или иначе набрасывая на них тень неблаговидности, неискренности, корыстности и под."

Что-то прям до боли знакомое по нашей церковно-общественной жизни, не правда ли? Вообще, замечено, думаю не только мной, что если человек приходит в Церковь не столько за тем, чтобы искать "Царства Божия и правды его", обрести новое духовное общение, научиться христианским добродетелям, познать себя и т.д., сколько ради самоутверждения, карьерного роста и других земных интересов, то природные страсти, в нем проявляющиеся, не только не исцеляются, а еще больше прогрессируют. В общем, портится человек в церковной среде. Тут, разумеется, еще и окружение часто может этому "помогать", но в основном всё-таки подобное стремится к подобному и находит его. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой из злого сокровища - злое (Лк. 6, 45). Конечно, и пришедших с добрыми и чистыми намерениями так или иначе подобные искушения подстерегают! И не сразу многие начинающие понимают, что с ними происходит, тем более, если бездумно подражают каким-то выбранным ими авторитетам, если легко внушаемы сами по себе. Но если они не заглушат по малодушию голос своей совести, то поймут непременно, где кроется лукавая подмена.
Ну и кроме индивидуальной гордыни налицо гордыня корпоративная. Отчаянно и не стесняясь в средствах защищающая "честь мундира". И - та самая показуха во многообразных своих проявлениях, в своей надменности и пышности. В общем, если дословно переводить это греческое слово - υπερηφανία - то получается СВЕРХПОКАЗУХА!
Tags: свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments