pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

«Им бы понедельники взять и отменить…»

При общении с простыми забайкальцами может возникнуть впечатление, что местный народ крайне суеверный. Однако при более глубоком рассмотрении приходишь к выводу, что по всей России суеверия успешно процветают. Например, уже в Москве в двух квартирах при их освящении с разницей в несколько дней (весна 2002 г.) мне пришлось обнаружить воткнутые над входной дверью ножи. В Чите я не встречал ничего подобного… Зато есть местные особенности в суевериях, которые не встретишь в других регионах. Например, стойкое опасение похорон по понедельникам или молитв за усопших в эти дни.

Сколько раз приходилось выслушивать одни и те же вопросы: «Скажите, а вот у нас 40-й день на понедельник придется… Можно поминать?» Или: «А вот говорят, что в понедельник хоронить нельзя, это правда?». Однажды мне пришла в голову простая, но довольно реалистичная гипотеза возникновения такого экзотического взгляда на понедельники. Долгое время на всю Читу и область был один-единственный храм, где служило в любом случае не более двух-трех священников, а иногда и вовсе один. Богослужения не всегда были каждодневные – по крайней мере, до придания Воскресенскому храму Читы статуса кафедрального. Естественно, что после субботы и воскресенья, самых важных и праздничных дней всей седмицы, когда в храм устремляется больше всего народу, меньше всего, наоборот, приходит как раз по понедельникам – только что ведь помолились! Исключение составляет лишь выпавший на понедельник великий праздник, а так, естественно, многие храмы, где нет каждодневных богослужений, в понедельники либо не устраивают службы, либо вообще закрываются, тогда как в другие дни они вполне могут быть открытыми. Для священников – передышка, выходной. А для народа, поскольку храм весь на виду, один-единственный, это могло впоследствии превратиться в некую таинственно-мистическую черту. Например, хотелось кому-то помянуть своих усопших родственников, а годовщина или еще какой памятный день падали на понедельник, когда храм был закрыт. Значит – не положено…

Ну и цыгане православные – совсем уж особый случай… В Чите также приходилось с ними сталкиваться. Приходит кто-нибудь из них в храм и просит прочитать над ними молитву: «Я клялася»… Не знаю точно, что там у них за клятвы, какими они друг друга связывают, но вроде после них они зарекаются вообще друг с другом не разговаривать, а это непросто в одной квартире. Более знающие служители мне говорили: «Открой Евангелие на любой странице, возложи на голову и прочти несколько слов – они и отвяжутся». Я сначала просто епитрахилью им голову покрывал – это их тоже вполне устраивало (совали мне в руку одну-две-три десятки рублей), а затем мне это быстро надоело, и я начал отгонять их от себя. Потом куда-то исчезли, слава Богу…

Однажды группа таких оседлых цыган попросила меня на Радоницу 98-го отслужить панихиду на могиле городского кладбища. Отвезли меня на машине, выходим, приближаемся... Вижу огромную толпу народа с накрытыми столами, ломящимися от всевозможных яств, – человек двести собралось, не меньше. Вокруг – невообразимый шум, гвалт! Я разжигаю кадило, начинаю петь панихиду по Анжеле, как сейчас помню. Среди этого гомона себя самого почти не слышу, но когда начинаю взмахивать кадилом, тут подбегают несколько женщин с подносами и разными блюдами на них и начинают ритмично колебать их вверх-вниз, вверх–вниз, над кадильным дымом. От неожиданности я вытаращил глаза, запнувшись… «А, ничего, ничего, батюшка, - это у нас в Молдавии обычай такой!»…
Tags: сувениры забайкальские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments