pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Чудеса от святых угодников и воскресение мертвых

(об одной богословской проблеме)

В христианстве давно уже сосуществуют две разные концепции веры, причем довольно успешно. Я имею в виду не столько теоретическое и ученое богословие, сколько саму жизнь и практику. Одна – библейская, назовем ее условно реалистической. В ней делается акцент не столько на бессмертие души, сколько на будущее воскресение мертвых. Другая концепция, пусть и не сразу появившаяся с возникновением и распространением веры, но довольно успешно впоследствии ее оттеснившая, как раз делала акцент на бессмертии души – назовем ее спиритуалистической. При усвоении христианства эллинским миром с его философией и культурой отчасти это было неизбежным. И сейчас по жизни наблюдаешь немало людей, для которых гораздо легче представить себе или допустить посмертное существование души «на небесах», нежели будущее воскресение мертвых, которым мы заканчиваем исповедание в Символе веры.

Древние христианские апологеты стояли на библейской, реалистической точке зрения. Можно сказать, что в этом проявлялась сама соль христианской веры, отличавшая ее от языческих верований, где бессмертие души нисколько не отрицается. Как писал Афинагор Афинский (II в. по Р.Х.):

«Если ни природе души самой по себе, ни природе тела отдельно не даровал Бог самостоятельного бытия и жизни, но только людям, состоящим из души и тела, чтобы, с теми же частями, из которых они состоят, когда рождаются и живут, по окончании сей жизни они достигали одного общего конца: то душа и тело в человеке составляют одно живое существо, которое испытывает и свойственное душе и свойственное телу». Отсюда вывод: «Существо же, получившее ум и рассудок, есть человек, а – не душа сама по себе; следовательно, человеку должно оставаться всегда и состоять из души и тела; а таким пребывать ему невозможно, если не воскреснет. Ибо если нет воскресения, то не останется природа человеков, как человеков» («О воскресении мертвых», 15). У святого Иустина мученика, жившего в то же время, что и Афинагор, в «Диалоге с Трифоном иудеем» вообще присутствует мысль, что душа не может быть бессмертной сама по себе, поскольку бессмертен только один Бог, даровавший ей жизнь: «Душа причастна жизни, потому что Бог хочет, чтоб она жила, и поэтому может перестать некогда жить, если Бог захочет, чтоб она не жила более. Ибо душе не свойственно жить так, как Богу; но как человек существует не всегда, и тело его не всегда соединено с душою, во когда нужно разрушиться этому союзу, душа оставляет тело и человек уже не существует, так и от души, когда нужно, чтобы ее более не было, отнимается жизненный дух, и душа уже не существует, а идет опять туда же, откуда она взята» (гл. 6-я).


Тем не менее, отвлеченный платонический спиритуализм с индивидуальной эсхатологией к средневековью настолько возобладал в христианском мире, что верующих стала занимать преимущественно загробная участь душ усопших с преобладавшими оттенками беспокойства за них, нежели второе пришествие Христово с воскресением мертвых, столь радостно предвкушаемое первыми поколениями христиан. Но дело даже не в этом, а в том, что в христианскую, в том числе и в монашескую, аскезу проникли взгляды, свойственные, скорее, неоплатоникам или пифагорейцам, согласно которым материальное тело есть нечто недостойное вечности и должно быть преодолено, а будущее воскресение стало отождествляться с восшествием душ умерших на небеса. Век Просвещения с его отходом от библейской ортодоксии в целом лишь закрепил, вольно или невольно, возникшую путаницу и смещение акцентов в этом плане, как среди неверующих, так и среди самих христиан.

Но только ли проблема в эллинизации христианства и его спиритуализации, или она все-таки глубже? Скорее приходишь к последнему выводу, хотя бы потому, что наряду с традиционным богословием, существовавшим не только у ранних апологетов, но и у последующих свв. отцов, в христианском мире весьма популярными стали свидетельства о посмертных явлениях святых угодников Божиих, на основании которых, в некоторых случаях, происходила их последующая канонизация. Чудесная помощь святителя Николая известна всем, даже в нехристианском мире. Описаны разные случаи реальной помощи от преподобного Сергия Радонежского, не в смысле только молитвенных обращений к нему, но его реальных явлений и общений с ним, и это касается многих других прославленных святых. В наше время находишь удивительные свидетельства об Иоанне Русском или Нектарии Эгинском, весьма почитаемых в Греции. Как, например, вот это, о котором пишет наш современник, практически очевидец:

«На днях я как раз там побывал (на о. Эгине – свящ. Ф.) в очередной раз. В этот раз почему-то все меня спрашивали, не из Румынии ли я. Вначале я не мог понять, в чем дело. Потом Елевферис, парень-таксист, сказал мне, что в этом году на день памяти св. Нектария приехало более 40 автобусов из Румынии, причем - что интересно - практически из одного села (т.е. практически все жители села). А причина следующая. Три года назад в этом селе произошла такая история. Там много лет не было священника, и жители попросили архиерея прислать им священника на Рождество, чтобы он отслужил литургию и совершил необходимые требы - венчание, отпевание, крещение и проч. Архиерей сказал, что на сам праздник не может прислать священника, но пришлет позже, через две-три недели. Жители огорчились и уехали. Каково же было их удивление, когда накануне Рождества к ним приехал священник. Отслужив литургию, он еще несколько дней ходил по домам и совершал требы, после чего уехал. Жители села написали архиерею благодарственное письмо, на которое получили ответ: архиерей писал, что не посылал никакого священника, более того, он был крайне озабочен тем, что жители, по его мнению, поступили вопреки церковным канонам, пригласив какого-то неизвестного священника без ведома местного епископа. Рассказывают, что первая мысль, которая пришла архиерею в голову, была та, что в селе образовался какой-то раскол. Поэтому он потребовал от недоумевающих жителей села предоставить информацию о священнике: кто это такой и по какому праву он служил литургию и совершал таинства без ведома Церкви? Благо, в Румынии все совершенные таинства фиксируются в документах и обязательно подписываются священниками. Архиерей потребовал от жителей привезти и показать ему эти документы. Каково же было его удивление, когда на всех документах (т.е на свидетельтвах о крещении, венчании и проч.) стояла следующая подпись: "Νεκτάριος ὁ ἐν Αἰγίνῃ Πενταπόλεως" (Нектарий на Эгине Пентапольский). Потясенный архиерей показал икону св. Нектария жителям села и те опознали служившего у них священника. Архиерей схватил бумаги и поехал на Эгину. В монастыре сравнили подписи и засвидетельствовали их подлинность... Эти бумаги теперь хранятся в той румынской епархии, куда совершается постоянное паломничество. Понятно, что и сами жители того села (и прочих румынских сел и городов) постоянно бывают на острове Эгина (и, кажется, строят храм в честь этого святого). И, конечно же, понятно, что там нет ни одного неверующего человека...»

http://m-ignatieva.livejournal.com/84675.html?thread=1057219#t1057219

Как можно увязать такие вот и подобные им свидетельства с традиционным христианским богословием? Ведь получается, что некоторые святые фактически уже воскресли! От них исходит не просто реальная невидимая помощь, но наблюдаются их телесные явления, их близкое участие в судьбах конкретных людей, иногда целых групп их, и совершенно полноценное общение с ними, как если бы они находились среди нас в настоящих физических телах. Так было в случае Христа Воскресшего: с одной стороны, Он убеждал учеников, что они видят отнюдь не бесплотного духа, и потому ел и пил перед ними, с другой же, внезапно появлялся и исчезал, проходя сквозь затворенные двери. Но все-таки, тела Христа по воскресении в гробнице не оказалось – на это Евангелия обращают особое внимание! Христос ВОИСТИНУ ВОСКРЕС! Первая из всех святых, Пречистая Мать Иисуса, также воскресла реально после Успения, по вере Церкви. Тогда как останки известных нам святых сохранились, - и свят. Николая, и Спиридона, и преп. Сергия Радонежского, и многих других. Но тогда получается, невольно в сознании многих читателей подобных свидетельств или просто уже сложившихся классических житий святых, что будущее воскресение мертвых для многих святых уже как бы и не нужно. Они и так живы! Что даст им конкретно это будущее воскресение?... Отсюда как раз в сознании многих людей и возможна эта спиритуализация, указанная мной с самого начала. Полноценная личность человека – это единство души и тела. Тело без души – только лишь кожа да кости, рано или поздно превращающиеся в прах, реже в иссохшие нетленные мощи. Душа без тела в большинстве случаев также никак себя не проявляет, прямого общения с близкими умершими либо не происходит вообще, либо некоторым дается эпизодически. Все-таки телесная смерть названа апостолом Павлом «последним врагом», который еще подлежит окончательному истреблению (см. 1 Кор. 15, 26). Но как тогда воспринимать самих прославленных святых и их действенную помощь уже в этом мире? Они неполноценны?

Кроме того, есть и в самом Писании места, невольно закрепляющие вторую концепцию веры, а не первую. Например, говорит же Иисус саддукеям, не веровавшим в будущее воскресение, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 30-32). Ангелы, как известно, бесплотны. Христианское богословие так и не пришло к однозначному выводу, какова природа ангелов – чисто духовная или все-таки тонко-телесная (первую точку зрения отстаивали, к примеру, свят. Феофан Затворник, о. Сергий Булгаков, вторую свят. Игнатий Брянчанинов). Разумеется, по воскресении мертвых не предполагается, что люди будут в точности подобны ангелам: «как ангелы» здесь лишь сравнительная аналогия. Но в Библии известны также случаи реального участия ангелов в жизни людей, в том числе и на уровне материального воздействия!

В общем, если свободный дух – Божий, ангельский, человеческий – способен творить себе материальные формы и воплощаться – то что дает или даст в будущем специально воскресение мертвых? Кроме того, что есть сама по себе материя, как ее определить? Что есть тело физическое и тело духовное? Какая природа души человека - ангельская или своя особая? На эти вопросы никогда не было однозначного ответа. Отсюда и неизбежная путаница. Как с этим быть? Предлагаю совместно обсудить этот вопрос, с привлечением в том числе богословских и святоотеческих доводов. Предварительный же вывод таков: мы скорее НЕ ЗНАЕМ об этих вещах, чем знаем что-то определенное или делаем вид, что знаем. Может быть, возможно лишь некоторое прояснение?..
Tags: высокое богословие, жизнь церковная, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →