pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Иоганн Корб. Из "Дневника путешествия в Московское государство".

Очень любопытные свидетельства, ранее их не читал. Возможно, несколько тенденциозные, но в них кое-что просматривается актуальное.
Например:

""...У москвитян вся вера и все средство к спасению состоит в способе креститься, так как весьма мало между ними таких, которые бы знали самые обыкновенные и самые краткие молитвы. «Отче наш» или «Богородице Дево»... Поистине замечательно, сколь слабо у москвитян знание религии и с какой гордостью гнушаются они пользоваться какой бы то ни было наукой иноземцев. Таким образом, стыдясь выйти из мрака невежества, они и потомкам своим застилают свет...

...Иностранцы, не придерживающиеся веры москвитян, почти совсем не допускаются в их храмы либо с трудом могут в них входить. Католикам, впрочем, которых зовут римлянами, москвитяне охотнее позволяют посещать свои церкви, нежели лютеранам или кальвинистам Может быть, это оттого, что первые, по их замечанию, более к ним приближаются касательно веры, и знают, что мы чтим иконы святых и святые мощи, которых лютеране и кальвинисты не признают...

Чистилище

Русские веруют в третье место, в котором содержатся до Страшного суда души всех людей. Они веруют, что только по приговору последнего и всеобщего суда можно взойти на небо, и те только удостоятся этого, которые будут признаны заслуживающими небесной награды. Для того, говорят, нужна помощь, и потому молиться за усопших правоверных или творить добрые дела считают полезным и весьма богоугодным.

Монастыри

У москвитян есть монахи и монахини. Их жизнь строже, чем наших монахов, более постов, монастырский закон суровее, жизнь беднее, но менее, чем у наших, благочестия. В пост русские монахи и монахини до того умерщвляют свое тело, что даже больные не принимают лекарств, но как скоро кончился пост, они погружаются во всякого рода распутство, причем более на гуляк, чем на монахов, похожи, пьяные шалят на улицах и, лишившись всякого стыда, нередко предаются там же сладострастию. Одежду монахов и монахинь составляет длинная черная ряса с клобуком, концы коего спускаются на шею. На всех одежда бедная, но занимающие в монастырях должности одеваются лучше. Русские монахи дают также три обета: целомудрия, бедности и послушания. Наук не знают, впрочем, иногда поляки, принявшие их раскол, встречаются в их обществах; такого я нашел в шести милях от Москвы, в монастыре, называемом обыкновенно Иерусалимом...

Попы и священники


Жалуют священством, возлагая руки на голову возводимого в это звание и надевая ему на голову, освященную патриархом, шапочку, называемую скуфьей. Священник должен ее весьма заботливо беречь, потому что он считался бы в противном случае не достойным священного звания. Мирянин в драке со священником обязан более всего заботиться о том, чтобы не замарать его шапочки, кто хочет бить попа, тот обязан с должным почтением снять с его головы шапочку, положить в приличном месте, а потом может уже безнаказанно и сколько ему угодно колотить попа. Поколотивший священника не подвергается никакой ответственности перед законом, никакому наказанию или отлучению от церкви, если только после драки с должным почтением вновь наденет на попа снятую с него прежде шапочку Таким образом, если было оказано уважение к шапочке, то уважение к званию пресвитера не было, значит, нарушено, и колотивший по дьявольскому наущению попа бил не священника, а только воздух, и возмездие сделано личности человека.

Каждый поп должен быть женат и не может исправлять обязанностей священнических, не будучи сочетай браком, жениться же священник может только на девице или на вдове какого-нибудь попа. Если же священник женится на вдове кого-либо другого, то есть не священника, то он считается по этой причине в состоянии неправильном и человеком не способным. Овдовев, поп не может другой раз жениться, а вместе с тем ему, как не женатому, уже запрещается служить обедню и пользоваться духовным местом, вдовый священник может только петь вечерню и исправлять другие низшие церковные обязанности, но к службе у престола не допускается. Таким образом, в русской церкви жена составляет существенное условие, чтобы иметь право исправлять обязанности пресвитера; это правило не касается, однако же, монахов, которые, по самому их обету, должны жить в уединении и без супруги. К монашескому званию причисляются: патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты и некоторые другие духовные лица, которые назначаются из монахов. Попы, однако же, отказавшись от пресвитерского звания, могут жениться и в другой раз; поэтому очень часто случается, что тех, которых ты в нынешнем году уважал как священников, в следующем видишь портными, сапожниками и палачами.
Простолюдины, встречаясь на улицах с попами, почтительно их просят дать им поцеловать крест и благословить их, что те, гордясь своим священным саном, и допускают их всенародно исполнять этот обряд. Несмотря на то сами священники едва ли степеннее черни; поведение их, от частого шатанья в пьяном виде на перекрестках улиц, является более предосудительным, чем поведение прочих людей, так как по самому уже своему званию попы должны собственным примером наставлять других на путь добродетели и благочестия.

Без креста попы и шага нигде не делают, хотя иногда попадается он им и под ноги. Жаль, что драгоценнейший знак нашего Спасителя находится в руках недостойнейших людишек, которые, ослабев и шатаясь от излишнего употребления водки, часто таскают крест по нечистоте и грязи. Я думаю, что ни один народ в свете не отличается толиким числом внешних знаков, выражающих истинное благочестие, толиким числом благовидных личин честности, как этот, который в то же время, без сомнения, далеко превосходит народы всего света лицемерием, обманом, вероломством и необузданным дерзновением на всякого рода преступления. И это я говорю не из ненависти: это правдивое, естественное свидетельство, в истине которого каждый несомненно уверится, кто только будет иметь случай войти с русскими в более частые сношения.

В столице Московии считают четыре тысячи попов, из которых каждый может прилично содержаться на собственные доходы...

1698-1699 гг.
http://www.sedmitza.ru/text/439278.html
===============================================================================================
Возможно, свидетельство Корба покажется некоторым весьма односторонним, но оно не отменяет основной черты русской жизни - ее крайней противоречивости и широты, от положительной стороны до прямо противоположной. Но пороки всегда и всеми замечаются легче, чем добродетели, что вполне естественно. Можно, конечно, облегченно вздохнуть: бывали на Руси времена куда хуже! Но это никак не оправдание тому, чтобы сейчас не стремиться к лучшему. Ибо "Святая Русь" как идеал, как небесная икона своими вершинами все-таки очень мало влияла на повседневную жизнь подавляющего большинства наших сограждан.

...
Tags: история, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →