pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Званые и избранные

Мало избранных не потому, что Бог строго выбирает, не потому, что Он мало кого находит достойным Себя, а потому, что мало кто находит Бога достойным того, чтобы поступиться клочком земли, часом труда, мгновением ласки... Много призванных, – все мы призваны: кто же из нас отзовется? Достаточно на любовь ответить любовью, чтобы войти в пир вечности, в жизнь. Неужели мы не ответим на Божию любовь одним словом: Люблю Тебя, Господи!.. (митр. Антоний Сурожский).

Когда читаешь подобные строки, как-то не очень комфортно каждый раз становится, но Евангелие само по себе далеко не всегда удобная книга. Особенно в варианте Матфея в притче о брачном пире или в сходной с ней притче о званых на Вечерю (Лк. 14, 16-24).
Я бы сказал так: из тех, кто уверовал, кто изначально согласился с тем, что слово Христа – истина, все - званые. Которых «много», по слову Евангелия, но это отнюдь не всё человечество, это не «все», а именно «много» или «многие». Но неужели, кто-нибудь спросит тогда, Христос пришел спасти не весь человеческий род? Именно, весь. Но под самим понятием спасения можно подразумевать разные вещи, и степеней этого спасения может быть много, подобно тому как «в доме Отца Моего обителей много», как говорил Иисус. С тех, кто не был зван вообще, нет никакого спроса. Те, если даже и не станут близкими участниками будущей непрестанной Вечери, возможно, сильно переживать об этом не будут, а вопрос о спасении их и о способе этого спасения просто не открыт. А вот с тех многих, которые были позваны, но потом не пришли, уже может быть спрошено, хотя также не со всех в равной степени. Это как в притче о талантах у Матфея: каждому было дано неравное их количество, и каждый из получивших его удваивал. А у того, кто не удвоил, и то, что он имел, было отнято. «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 39). Кто не только согласился на первоначальный зов истины, но проявил постоянство в приверженности ей и возлюбил много, тот окажется в числе самых близких друзей Хозяина пира. Тот, кто возлюбил больше второстепенные вещи, тот не войдет в это число близких друзей. А этими второстепенными вещами может быть отнюдь не только работа в поле со скотиной, свадьба или торговля. С неменьшим успехом в наши дни это может быть что-то даже вполне "церковное" - из быта, традиций и прочего. Эту мысль как раз продолжает после притчи следующая максима Иисуса: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев и сестер, а притом и жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26). «Возненавидит» здесь следует понимать как «возлюбит меньше», чем Самого Иисуса (особенность семитских языков, согласно ученым-комментаторам). Это не значит, что он не будет помилован (одно из возможных значений слова «спасение»), - но именно в это число дорогих и близких гостей он не войдет. Помилование и близость к Тому, кто приглашал, с получением наград, – вещи разные.

В общем, для того, чтобы стать избранным, нужно быть верным. Верным до конца и возлюбившим много. В этом полнота спасения. Кому больше дано изначально, и кто это данное не только пронесет через всю жизнь, но и умножит, тот не просто спасется, а прославится (еще одно возможное значение «спасения»). Избрание и есть по сути прославление как максимальное причастие вечной славе Господа.

Притча о званых на Вечерю читается в связи с неделей Праотцев, то есть памятью всех праведников, живших до Рождества Христа и явивших именно пример верности призванию Божьему. "Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет" (Евр. 11, 8).
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments