pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О благодарении

Подобно тому, как в случае с милосердным самарянином, когда он, еретик по вере, совершил поступок, достойный самого Христа, так и во время прохождения Иисуса через Галилею и Самарию по пути в Иерусалим один лишь из десяти прокаженных, исцеленных Христом, возвратился обратно, чтобы поблагодарить Его, и тот был самарянин (Лк. 17, 11-19).
Один из десяти… Еще светлой памяти о. Георгий Чистяков заметил, что это типичная статистика для более-менее стабильного общества: «Это как раз те десять процентов, о которых обычно говорят французы или итальянцы, когда спрашиваешь, сколько у них в стране верующих. Они отвечают: примерно десять процентов. Это минимальное, но, я думаю, достаточное количество для того, чтобы общество было духовно здоровым. В нашей же стране верующих чуть больше одного процента – в десять раз меньше, чем тот минимум…» ("Над строками Нового Завета"). Здесь надо иметь в виду еще деталь, неизбежно упускаемую из виду: по закону Моисея тотчас после исцеления от проказы нужно было об этом засвидетельствовать перед священником. Об этом Иисус и напоминает: «пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17, 14). И те девять правоверных иудеев пошли показываться, что как бы оправдывает их отчасти за несовершенное благодарение. А вот самарянину идти было некуда и не к кому – он сразу и возвратился к Иисусу!

Благодарение может быть разного свойства. Может от избытка сердца, от счастья прозрения, исцеления, как у слепца Вартимея, исцеленного Иисусом (Лк. 18, 43) или у того же самарянина, освободившегося от проказы. А может и от утешенного самолюбия. «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11) - это благодарение фарисея.

Довольно нередко бывает стилизованное благодарение. По-своему вымученное. Поскольку верующий(ая) знает, что благодарить хорошо, нужно, и говорит: «Слава Богу за всё». А на самом деле чувствуется, что внутри благодарения нет. И не случайно, поскольку человек реально скорбит, ему тяжело, его душевная рана кровоточит, и никто ему не судья в данном случае. Если б он оказался на месте того исцеленного от проказы самарянина, он, конечно же, возблагодарил Бога за такое благодеяние! А сейчас пока пытается бороться со своей скорбью таким вот внешним способом. Может быть, для него самого еще время настоящего благодарения не настало, оно впереди? Ведь «всему свое время… время плакать и время смеяться, время сетовать и время плясать» (Еккл. 3, 4). И для каждого человека это время также индивидуально. Кроме того, когда вокруг постоянно всё хорошо и благополучно, это может «приедаться», к этому неизбежно привыкаешь, а хочется чего-то еще и еще! При этом, что имеем, не храним и не ценим… Наоборот, когда вокруг так часто всё беспросветно и серо, но вдруг на этом фоне появляется что-то светлое и радостное, какая-то интересная встреча, какая-то приятная, но трогательная мелочь, то живее и острее можно ценить каждый такой момент жизни.

Разумеется, благодарение вытекает из глубины веры. «За всё благодарите» (др. вариант – «всегда благодарите» - 1 Фес. 5, 18). Просить, вымаливать что-то у Бога с чисто потребительским отношением многим гораздо легче и естественней, чем потом даже за полученное благодарить Его. И уж тем более благодарить Его же в скорбях и испытаниях! И только самая главная служба благодарения, она же и единственная, может на это вдохновить, постоянно напоминая об этом и переходя в ликующее славословие:

«Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал всё, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные. Победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Полны небо и земля славою Твоей! Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! С этими блаженными Силами и мы, Владыка Человеколюбец, взываем и говорим: Свят Ты и пресвят: Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят, и величественна Слава Твоя. Ты, Кто мир Твой так возлюбил, что дал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он же, придя и весь замысел о нас исполнив, в ту ночь, в которую был предаваем, а вернее Сам Себя предавал за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые, и пречистые, и непорочные руки, возблагодарив и благословив, освятив, преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: Возьмите, вкусите, это – Тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов. Аминь. Также и чашу после вечери, говоря: Пейте из неё все, это – Кровь Моя, Нового Завета, за вас и за многих изливаемая для отпущения грехов. Аминь. Воспоминая же эту спасительную заповедь и все, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение на третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное пришествие вновь, Твоё от твоих Тебе принося о всём и за всё, Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш…»
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya/lit02.shtml
Tags: библия, жизнь, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments