pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

«К нам едет преосвященный Маркс…»

(продолжение сувенирной коллекции)
Прибыл я в Читу после четырех с половиной суток езды поездом 2 октября 97-го. Сразу же отправился в Свято-Воскресенский храм, со статусом кафедрального собора. Собором, конечно, назвать его было трудно: неплохой деревянный храм, только что отреставрированный после пожара, случившегося при предшественнике Иннокентия еп. Палладии в январе 96-го, вмещающий от силы человек 300 на Рождество или Пасху, - в общем, многие сельские церкви и побольше могут собрать. В 40-е послевоенные годы бывший католический костел передали православной общине, и так около 50 лет этот храм был единственным на весь город и область, пока не стали открываться первые приходы с 1992 года: в Шилке, Нерчинске, Краснокаменске…
В архиерейской приемной меня встретил дежурный благочестивый молодой послушник, который приветливо и весьма участливо со мной заговорил, причем очень скоро начав мне цитировать преп. Иоанна Лествичника, авву Дорофея и других подвижников благочестия. Лицо у него было просветлено и вдохновлено особой, присущей именно неофитам, энергией, но не давящей, а именно чистосердечной и искренней, пусть и с долей наивности. Рассеянно слыша его, но мало вникая с дороги в смысл говорившихся им слов, я, тем не менее, быстро успокоился, подумав, что если здесь есть такие люди, то значит все далеко не так плохо и запущено, как могло показаться! Послушника звали Виталий Воробьев… Потом я узнал всю его семью, его сестру и родителей - светлые, добрые люди с открытым сердцем. Тогда же, в первые минуты ожидания встречи с архиереем, увидел высокого, полноватого, статного и солидного священника, протоиерея, по всей видимости… Это оказался о. Владислав Москаленко, хотя и не протоиерей, но все же на тот момент благочинный Читинского округа. Ему тогда было всего 25 лет, но по виду он вполне сходил за 35-летнего. С ним оказалось весьма легко общаться: эрудит, острослов, проповедник, Златоуст областного масштаба, он был направлен сюда в 92-м году сразу после рукоположения из Иркутска (супруга его была местная, а епархия тогда еще была большая и управлялась епископом Иркутским Вадимом). Ну и, конечно, нельзя не упомянуть про о. Сергия Таратухина, добродушного и простоватого батюшку, только что рукоположенного и проходившего практику в Воскресенском храме. Мы вместе много раз совершали вечерние богослужения, реже Литургии: он ведет, а я диакон, тоже «сорокоуст» прохожу для практики. Вскоре после моего рукоположения он был назначен в приход на курорте Кука, затем служил в Борзе и, наконец, в Краснокаменске все последние годы до того, как публично выразил свою поддержку заключенному Ходорковскому. После чего приобрела международный резонанс вся та неприятная история, стоившая о. Сергию лишения своего служения. При нынешнем епископе ему никак к нему не вернуться, увы…

Приезд мой пришелся за неделю до 50-летнего юбилея правящего епископа Иннокентия, моего благодетеля. До Читы еп. Иннокентий возглавлял Хабаровскую епархию, куда был направлен после его епископской хиротонии в 1992 г, а в 1995-м его сменил новорукоположенный епископ Марк. Его прибытие в Читу как раз ожидалось на юбилейные торжества. На воскресной Литургии еп. Иннокентий объявил: «К нам едет преосвященный Маркс… э-э-э, Марк, епископ Хабаровский и Приамурский». Духовенство во главе с тем же о. Владиславом весьма долго веселилось по поводу этой случайно вышедшей оговорки!

В день памяти апостола Иоанна Богослова, 9 октября 97-го, состоялось первое торжественное богослужение двух архиереев в Чите за несколько, наверно, последних предыдущих десятков лет. Были люди с камерами, много разного народу, в том числе и из Читинской администрации. Я наблюдал все с балкона клироса: сначала было архиерей попытался привлечь меня в качестве иподиакона, но там и без меня хлопот было невпроворот, а в деталях архиерейских служб я все равно плохо разбирался. Иннокентий тщательно репетировал эти службы перед приездом Марка, поскольку не служил архиерейским чином ни до, ни после… и его можно понять: сколько всей этой византийской пышности, суеты и людских ресурсов требуется, чтобы непрестанно обслуживать владыку во время Литургии!
Зато сменивший его Евстафий эту пышность (лучше сказать- напыщенность) возвел в принцип. А уж как он отпраздновал свое 50-летие 1 ноября 2001 года – «недоумеет всяк язык»… Для сравнения - в 97-м не было ни одного сослужившего священника, кроме духовенства кафедрального храма; в 2001-м присутствовали все (ну или почти все) священники не только Читы, но и области, плюс гости из Ярославской епархии … В 97-м была одна общая трапеза для духовенства, гостей, хора и помощников после Литургии; в 2001-м их было три: духовенство с архиереями в новом отстроенном люксовом здании епархии (прибыл архиеп. Викентий из Екатеринбурга и еп. Константин из Санкт-Петербурга – оба однокашники и друзья Евстафия по Семинарии); отдельно причт с помощниками плюс еще один вечерний архиерейский междусобойчик уже для особо избранных совместно с представителями властей…, который вышел тоже весьма многочисленным, по рассказам.
При таких пышных представительных трапезах вспоминается почему-то образ богача из притчи, говорившего самому себе: «И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 19)
Tags: сувениры забайкальские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments