pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Забайкальские сувениры (продолжение)

Первая моя зима 1997-98 гг. в Чите прошла вполне комфортно и безболезненно. Утром в январе не было даже «сороковников» (-37-38 минимум), днем -26-30, слава Богу, без ветров и с сухим воздухом, так что переносилось это не труднее, чем -15-20 московских. А когда теплеет там до -15-20, так это вообще блаженство! В феврале так и вовсе тогда весна пришла – капель, днем оттепели, солнце припекало, и к концу месяца снег вообще сошел. Правда, в мае за это расплачивались неоднократными снегопадами, последний из которых был на Вознесение 28-го. А летом – обильными и продолжительными дождями с наводнениями.
Но даже если дневные температуры в Чите в марте-апреле могут быть сравнимыми с московскими, ночи остаются холодными и морозными, поэтому деревья здесь зеленеют не раньше середины мая.

Люди в Забайкалье подстать климату. Очень разные, от разнузданности страстей и развязности в общении до высшей степени кротости, смирения, теплоты и доброты. Святость и бандитизм по соседству, а иногда «единство и борьбу противоположностей» можно наблюдать в одном и том же человеке. Край был все-таки ссыльный… Если кто помнит солженицынский рассказ «Матренин двор», то он кончается так: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Так вот таких Матрен в Забайкалье в каждом православном приходе не одна, а, пожалуй, несколько наберется. Успевают и за дачным огородом проследить, и о пьющем или болящем сыне (муже, внуке – разные варианты) позаботиться, и воздохнуть о нем в храме, поставив очередную свечку, подав записку и отнимая из своих и без того скромных старушечьих пенсий последние рубли, подобно той самой евангельской вдовице с двумя лептами. Есть своя интеллигенция, причем очень даже неплохая, квалифицированная (Читинский Технический и Забайкальский Педагогический Университеты). К декабристам, попавшим сюда в 1820-30-е годы, относятся больше с пиететом, хотя местные воинственные православные не прочь всякий раз их лягнуть, по поводу или без повода. В центре города до сих пор находится хорошо сохранившаяся деревянная церковь Михаила Архангела, где размещен Музей декабристов. И, несмотря на неоднократные ходатайства православных активистов о передаче ее епархии, музей остается там же. И совершенно не случайно – действующие храмы в Чите, включая выстроенный на привокзальной площади в 2002-2004 гг. внушительных размеров кафедральный собор на 2000 чел., и так не заполняются даже по великим праздникам, а священников по всей Чите во время семилетнего управления епархией еп. Евстафием стало еще меньше, чем было накануне его приезда. С типичным и характерным примером политики нынешнего правящего архиерея можно ознакомиться здесь:

http://pretre-philippe.livejournal.com/6089.html

Или здесь:

http://forum.chita.ru/viewtopic.php?t=157633


Так что на каждого батюшку даже в самом городе и ближайших пригородах приходится в среднем по два храма: церквей за последние годы было понастроено много, да вот служить в них не всегда есть кому, молиться тоже…

Отношение забайкальцев к своему краю тоже весьма разное и неоднозначное. От горячего местного патриотизма, иногда весьма пионерского по сути и не очень продуктивного, до полного отрицания, типа «будь проклята эта дыра!». Некоторые читинцы иронично называют свой город «Читаго» или «Читаго-сити». Часть из них по-тихоньку уезжает «на запад»; западом здесь называют чаще всего европейскую часть России. Однако, есть и те из моих знакомых, кто уехал на настоящий Запад – я их не знал, впрочем, по Чите, но они сами вышли на меня, когда я оказался уже во Франции… Яна Потаенко (сейчас ей 32-33 года), дочь одной из преподавательниц ЗабГПУ, уже лет 10 живет в Париже, языком владеет безукоризненно, получила французский паспорт и живет внешне так, как будто всегда была француженкой (личная семейная жизнь, правда, у нее не сложилась). Михаил Троицкий, выпускник ЗабГПУ (27-28 лет), с тем же успехом обосновался в Германии около 5 лет назад, свободно владея немецким. Но плохо, что голое отрицание и пессимизм все же довольно ощутимы среди местных жителей (надеюсь, что все-таки не преобладают). Ведь чтобы возрождать край и возделывать его, надо его хоть как-то любить… Ну, или, по крайней мере, видеть перспективу для дальнейшей жизни и работы. Но с этим, действительно, бывают проблемы…
Тем не менее, Чита все же значительно изменилась за последнее десятилетие, преображаясь уже на моих глазах в конце 90-х – начале 2000-х. Есть уже и ЖЖ-сообщество - chita_foto
См., например, свежие фото: http://community.livejournal.com/chita_foto/112884.html
http://community.livejournal.com/chita_foto/114978.html
Tags: сувениры забайкальские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments