pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Церковные диссиденты - кто же они? И есть ли они в РПЦ?...

Прот. Максим Козлов в своем последнем интервью, комментируя только что вышедшую книгу о. Георгия Митрофанова, в частности, затронул вопрос о церковных диссидентах. По его мнению, в данном случае диссиденты, - это

люди, которые, с одной стороны, не склонны отказываться от статуса клириков или популярных публицистов, находящихся в ограде Московской патриархии, а с другой стороны, готовые резервировать за собою «особую позицию» – такого рода дулю в кармане.
Это иногда высвечивается на по большей части междусобойных конференциях, а прямее всего проговаривается на кухнях. Смелости в этом диссидентстве никакой нет — это даже не советские диссиденты, которые тоже, мягко говоря, отнюдь не все были героями, но хоть чем-то рисковали. Наши же не рискуют вовсе, зато очень симпатичны, как люди с «особенными воззрениями».
Тут надо как-то решиться: либо ты разделяешь взгляды, подходы, которые принципиальным образом существуют в Церкви — и тогда ты с нею, либо нет.


Что хотел здесь выразить о. Максим? Кого он вообще имел в виду? Совершенно непонятно.

Во-первых, сам термин "диссиденты" нуждается в прояснении. "Диссиденты (от лат. dissidens — несогласный), в западноевропейских государствах в средние века все "отступники" от католицизма, которых церковь рассматривала как еретиков; со времени Реформации — верующие-христиане, которые не придерживаются господствующего в данной стране вероисповедания (католического или протестантского). Вопрос о гражданских правах Д. был особенно острым в 16—17 вв. в Англии (диссентеры) и Франции (гугеноты), в 17—18 вв. — в Польше." (БСЭ). В советское время этим словом называли несогласных с существующим режимом и находящихся к нему в жесткой оппозиции. Ну и где таковое диссиденство сейчас внутри РПЦ? Да его просто нет (подчеркиваю, что употребляю это слово не в негативном, как о. Максим, а исключительно в нейтральном ключе). Те, кто находились в жесткой оппозиции нынешней церковной власти, из РПЦ просто ушли (допустим, трое клириков Ижевской епархии минувшей весной повели себя как диссиденты в общеупотребительном смысле этого слова). Яков Кротов, на мой взгляд, типичный христианский диссидент, но он давно не в РПЦ. Ну а стоит ли называть диссиденством, скажем, мягкую оппозицию внутри РПЦ? Вряд ли это возможно, поскольку и в КПСС в советское время были многие коммунисты, не во всем согласные с линией руководства, но диссидентами их назвать было никак нельзя, поскольку они, как могли, трудились в рамках данной Системы, стараясь трудиться по совести и делать, что возможно. По этой же аналогии нельзя, думаю, назвать диссидентом игумена Петра Мещеринова, который иногда может выступать весьма остро и откровенно. Да и о. Георгия Митрофанова тоже вряд ли можно к ним причислить. Уж если кого и можно назвать из нынешних священников диссидентом, - это протоиерея Павла Адельгейма. Впрочем, согласится ли он с этим сам?... И он отнюдь не держит "дулю в кармане", а говорит все, что считает нужным, открыто и искренне. "Дуля в кармане" - это скорее феномен совсем не диссиденства, а когда в позднесоветское время на кухнях говорили одно между собой, а на комсомольских собраниях совсем другое, и умудрялись одно с другим совмещать. Сейчас тоже можно встретить такое явление, оно довольно распространенное в среде духовенства, но диссидентского тут как раз ничего нет.

С другой стороны, а как быть вообще с искренностью в нашей церковной организации? Такое впечатление, что она вообще не нужна устойчивой части духовенства. "Либо ты разделяешь взгляды, подходы, которые принципиальным образом существуют в Церкви — и тогда ты с нею, либо нет" - это вообще что значит? Какая-то партийно-административная логика, которая как раз порождает лицемерие и двоедушие среди духовенства. Один из прокомментировавших интервью на Правмире справедливо, на мой взгляд, отметил: "Мне кажется, что отец Максим еще не до конца определился со своей позицией и не до конца перешел от партийного к церковному образу мышления". С другой стороны, тот же о. Максим находится вроде бы в приятельских отношениях с игуменом Петром, который вполне искренен в своих выступлениях. В общем, скорее всего из этой неопределенности позиции прот. Максима вышла эта неопределенность формулировки, - кого же он имеет в виду под диссидентами и кого под ними считать на самом деле, остается непонятным. Возможно, что сам о. Максим не разобрался в этом вопросе.
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →