pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

К визиту святейшего патриарха Кирилла в Сибирский регион.

Оригинал взят у leveryi в К визиту святейшего патриарха Кирилла в Сибирский регион.
РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Автор Желновакова М.Ф.

В последнее время в ряде регионов России (в основном Сибирь и Дальний Восток) начала изменяться религиозная ситуация. Наметилась переориентация традиционно русских территорий с православия на протестантизм. И хотя ни в одном из регионов страны протестантизм в настоящее время не стал доминирующей религиозной формацией, определенные тенденции в этом направлении имеют место быть.

На основании исторических факторов и культурной составляющей все традиционно русские регионы (под русскими регионами подразумевается то, что процент русского населения превышает 80%[1]) тяготеют к православию. Однако практика последних лет показывает, что в настоящее время во многих зауральских регионах количество протестантских общин практически равно, а иногда и больше, числу православных приходов[2]. При этом в этническом составе общин доминирующее положение принадлежит русским. Все это позволяет говорить о феномене религиозной переориентации в постсоветской России[3].

Под переориентацией региона следует понимать, во-первых, общее увеличение числа протестантских общин, во-вторых, их активное участие в политической, социальной и культурной жизни общества.

Если говорить о численности протестантов в Иркутской области, то она, по данным администрации региона, составляет более 6 тысяч человек (в это число вошли лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники и неопятидесятники)[4]. Однако, как отмечаются многими исследователи, официальная численность представителей этой ветви христианства в Приангарье занижается, как и в целом по стране. И этому есть ряд объективных и субъективных причин. Во-первых, многие руководители общин или объединений, стремясь оградить свои церкви «от преследований разраженных их успехами иерархов православной церкви и местных властей, сознательно уменьшают число своих новообращенных»[5].

Кроме того, существуют достаточно большое число протестантских общин, принципиально отказывающихся получать регистрацию в соответствующих федеральных органах. Как правило, это группы, относящиеся к таким деноминациям, как баптисты или пятидесятники. В подавляющем большинстве, они были образованы в советское время, и тогда по каким-либо причинам не получили регистрации и продолжают существовать в таком виде уже многие десятилетия. Как правило, такие общины не имеют собственного здания, собираются в домах одного из членов[6]. Также ряд недавно образованных протестантских групп действуют без регистрации, в частности, в Иркутске. Многие из них были образованы сравнительно недавно (менее 15 лет) и не входят ни в одно из религиозных объединений, что препятствует им получить регистрацию как религиозной организации. По такой схеме миссионеры из Южной Кореи основали несколько общин в Иркутске. Как правило, численность таких групп не превышает 10-15 человек.

Еще одним фактором занижения реальной численности прихожан является то, что членами многих общин могут стать только лица, достигшие 18 лет. И хотя обряд крещения несовершеннолетние могут пройти в 12-15 лет, официально они считаются членами церкви по достижения совершеннолетия, то есть только по этому фактору можно прибавить к названной цифре еще порядка 5-7%.

Исходя из этих фактов, можно предположить, что общая численность протестантов в Иркутской области находится в пределах 10 тысяч человек, что, в целом, составляет около 0,4% от общей численности населения области. Если же говорить о процентном соотношении внутри общего религиозного спектра области, то на долю последователей различных протестантских конфессий приходится 5% от общего числа верующих региона[7]. Однако, как отмечают исследователи, неправославные христиане являются частью групп сознательных верующих и активных членов общества. Если в православной русской религиозности есть большой компонент простого следования традиции, то неправославная русская религиозность является результатом сознательного мировоззренческого выбора, предполагающего активную жизненную позицию[8].

Среди причин религиозной переориентации региона можно выделить несколько основных. Во-первых, это исторические предпосылки появления и активного развития протестантизма на территории Иркутской области. Во-вторых, это относительно слабая позиция православия на территории региона (в сравнении с другими регионами России). В-третьих, традиционная для Сибири религиозная терпимость и поликонфессиональность.

Как было отмечено многими исследователями, протестантизм имеет достаточно глубокие корни на территории Сибири и Дальнего Востока. Эта территория исторически была одним из центров развития протестантизма[9]. Такое положение обусловлено рядом факторов. Основной, это репрессивная политика царской власти по отношению к представителям неправославных конфессий. Из Центральной России в Зауралье ссылали штундистов, баптистов, духоборов и молокан. Второй фактор – хозяйственное освоение территории. Одними из первых, кто переселился в Сибирь, были немецкие инженеры и чиновники лютеранского вероисповедания. Во главе губернии в разное время стояли четыре губернатора-лютеранина, в том числе первый глава регионе фон Фрауендорф, руководивший губернией с 1765 по 1767 годы[10].

В начале XX века на территории Иркутской губернии проживало порядка 3,5 тысяч протестантов[11] – лютеран, представителей евангельских конфессий и самобытных русских общин (духоборов и молокан).

Наиболее сильное влияние протестантизма в Сибири и на Дальнем Востоке ощущалось в 1920-30 годы. Если православная церковь в результате осуществленного большевиками разгрома и относительной пассивности народа оказалась в роли гонимой и пострадавшей стороны, то евангельская часть религиозного спектра в начале 1920-ых годов в определенной степени выиграла от изменений, вызванных отделением церкви от государства. В это время протестанты активно занимались миссионерской деятельность, работой с детьми и молодежью и т.д. В 1929 году после выхода в свет постановления ВЦИК «О религиозных объединениях» в Советском Союзе все протестантские церкви стали планомерно закрываться. Но, если в большинстве регионов официальную регистрацию общины потеряли до 1932 года, то в Иркутской области евангельские церкви официально работали до 1938 года[12]. После потери официальной регистрации общины продолжали существовать на нелегальном положении. Это доказывает тот факт, что в 1944 года после создания Совета по делам религиозных культов и решение о предоставлении официальной регистрации, четыре общины подали документы на получение легального статуса, не смотря на все ограничения[13]. Кроме того, как свидетельствуют данные Уполномоченного по делам религиозных культов по Иркутской области, еще несколько десятков общины действовали не территории региона нелегально. В итоге в конце 1980-ых годов в области на учете стояло порядка 15 евангельских общин с общим количеством членов около тысячи человек, еще порядка 10 общин не имели официального статуса[14]. Большинство этих религиозных групп действует в Иркутской области в настоящий момент.

Вторым фактором религиозной переориентации, как уже было отмечено, является относительная слабость православия. По мнению исследователя этой проблема Р. Лункина, все регионы России можно разделить на три категории: православные (не менее 70% христианских общин являются православными), конкурентные (50-70% от общего числа религиозных общин приходиться на православные приходы) и малорелигиозные (менее 50% приходиться на православные общины). Согласно этой классификации Иркутскую область можно отнести к конкурентным. Вместе с Иркутской областью в конкурентные регионы попали Красноярский и Алтайский края[15]. Большинство областей Сибири и Дальнего Востока можно отнести к малорелигиозным - Новосибирская, Омская области, Томская области, Республика Хакасия, Приморский края, Сахалинская и, Хабаровский край. Единственно тут выделяется Кемеровская область, которая отнесена к православным регионам.

Распределение регионов по степени их православности также связано с разной ролью РПЦ в общественной жизни, и с тем, как представители РПЦ реагируют на рост неправославных христианских конфессий. В целом православные регионы проводят авторитарную политику, а малорелигиозные - либеральную по отношению к религиозным меньшинствам. В Сибири и на Дальнем Востоке евангельские общины, чаще всего, являются олицетворением новых форм религиозности[16].

Как было отмечено, в настоящее время протестантские общины Сибири и Дальнего Востока, в том числе и Иркутской области, стали принимать все более активное участие в жизни общества. Деятельность всех протестантских церквей идет по следующим направлениям: миссионерская, образовательная, социальная, издательская, просветительская, издательская, а также работа с детьми и молодежью, восстановление исторического наследия, творчество и международные связи. Однако не все эти направления одинаково развиты в протестантских церквях. Наиболее сильно поставлено социальное и миссионерское направления, а также работа с детьми и молодежью.

Социальной работой в той или иной степени занимается практически каждая протестантская община, особенно это касается евангельских церквей (баптисты и пятидесятники). В основном, социальная работа выражается в благотворительных акциях, направленных на оказание помощи социально незащищенным слоям населения, а также реабилитация лиц с алкогольной и наркотической зависимостью. Для этой цели многие общины имеют зарегистрированные при общине благотворительные фонды. Кстати, нередко протестанты взаимодействуют с органами местной власти и проводят совместные проекты. Например, Нижнеилимская церковь «Святой Троицы» совместно с муниципалитетом открыла реабилитационный центр для наркозависымых[17].

Очень сильна и миссионерская деятельность протестантских общин, особенно пятидесятников и неопятидесятников. Практически каждая крупная церковь открывает дочерние общины в близлежащих поселках или городах. Например, упомянутая церковь «Святой Троицы» имеет семь дочерних общин в различных населенных пунктах Нижнеилимского района. Делается серьезный упор и на работу с национальными меньшинствами. Например, в Тофаларии были основана община христиан веры евангельской, ведется серьезная работа среди корейской диаспоры.

Также одним из основных направлений деятельности общины практически повсеместно считается работа с молодежью и детьми. Во-первых, практически при каждой крупной общине действует воскресная школа для детей и специальная секция для молодежи. Таким образом, подрастающее поколение наставляется в основах вероучения. Особенно много молодежи в церквях неопятидесятников и евангельских христиан, то есть тех общинах, которые «осовременили» порядок проведения богослужения, используют современную музыку и т.д. В Иркутске существует ряд общин, для которых работа с молодежью, особенно студентами, является основным направлением работы. Кроме того, в городе работает несколько студенческих общественных объединения, в частности «Новая жизнь» (название «Новая жизнь» очень популярно в протестантской среде, поэтому такое наименование может получить как церковная община, так и реабилитационный центр, студенческое объединение, СМИ и т.д.), действующих на межконфессиональных принципах. То есть, активисты движения работаю в различных учебных заведениях Иркутска, а заинтересовавшиеся верой студенты могут самостоятельно выбрать понравившуюся им общину, не зависимо от ее конфессиональной принадлежности[18].

Но если три вышеназванных направления работы хорошо развиты в протестантской среде, то просветительская и издательская деятельность не представляют существенного интереса. До сих пор в Иркутской области не создано общепротестантского средства массовой информации, в том числе и Интеренет-портала. Сегодня только некоторые общины выпускают собственные газеты, но они, как правило, не являются зарегистрированными СМИ (что не запрещено законом), и выпускают ограниченным тиражом, так же и качество выпускаемой продукции находится не на самом высоком профессиональном уровне. На современном этапе говорить о выпуске собственной кинопродукции, художественной литературы и т.д. не приходится. Хотя следует отметить, что в последние несколько лет многие церкви в крупных города области стали создавать собственные сайты, где публикуется информация о жизни поместных общин, основы вероучения и т.д.

Также как и издательская работа, творческая деятельность протестантов представлена весьма слабо. На сегодня в Иркутской области нет ни одного серьезного религиозного театра, танцевального коллектива, художников и т.д. Единственное творческое направление, в данный момент хорошо представленное в протестантской среде – это музыкальное. При некоторых крупных протестантских общинах существуют молодежные музыкальные группы, работающие в различных жанрах – рок, рэп и т.д. Некоторые из них получили признание и в непротестантской среде, например, «Nek-Tо» (церковь «Краеугольный камень»), которая участвует в различных городских антинаркотических акциях. В Иркутске регулярно проходит Межрегиональный фестиваль христианской музыки, где свое творчество демонстрируют коллективы как из Иркутской области, так и других регионов Сибири.

Кроме того, протестанты в Приангарье занимаются, в том числе, и восстановлением своего исторического наследия, но такое направление деятельности характерно, в основном, для лютеран. В частности, приход настаивает на необходимости почтительного отношения к территории, где ранее располагалось протестантское кладбище



[19].

Не смотря на то, что протестантские конфессии Иркутской области активно занимаются миссионерской и социальной работой, данная информация мало известна обществу в связи с отсутствием средств массовой информации, заинтересованных в религиозной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что на данном этапе в Иркутской области, также как и в других регионах Сибири и Дальнего Востока, наблюдается тенденция к религиозной переориентации региона, то есть переход от доминирования православия к конкуренции между ним и протестантизмом, а в будущем, возможно, и к доминированию протестантизма. Как было отмечено, такая религиозная переориентация региона обусловлена рядом исторических факторов. Изменение общественно статуса протестантизма выражается как в количественном увеличении количества приверженцев этой ветви христианства, так и в активизации их общественной роли. Тем не менее, пока не все направления деятельности этого религиозного движения одинаково представлены, но представляется, что при сохранении благоприятных условий в отношении этой ветви христианства, через 10-15 лет протестантизм будет играть одну из ведущих ролей в политической и культурной жизни общества.



--------------------------------------------------------------------------------

[1]Лункин Р. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации //Социологические исследования. – 2008. - №4. – С. 27-36

[2] Трифонов А. Россия становиться протестантской страной // Утренняя газета. 2005. 8 сент. – http://www.utro.ru/articles/2005/09/08/474925.shtml

[3] Андреева Л. Экстатические образы в практиках некоторых российских конфессий, или измененные формы сознания // Интернет-портал «Религия и СМИ». – http://religare.ru

[4] Конфессии // Кто есть кто в Иркутске и Иркутской области №21 2008 г. С.40-45

[5] Зайченко А. Сила и слабость современного российского протестантизма// Интернет-портал «Религия и СМИ». – http://www.religare.ru/analytics14379.htm

[6] Хлебникова О. Алексей Мишин: Конфессии ищут новые методы привлечения паствы// Областная. - № 79 (354). – 18 июля 2008.

[7] Конфессии // Кто есть кто в Иркутске и Иркутской области №21 2008 г. С.40-45

[8] Лункин Р. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации //Социологические исследования. – 2008. - №4. – С. 27-36

[9] Советское государство и евангельские церкви Сибири в 19201941 гг. Документы и материалы./ Составление, вступительная статья и комментарии А.И. Савина. Новосибирск: Посох, 2004. С. 8-9

[10] Конфессии // Кто есть кто в Иркутске и Иркутской области №21 2008 г. С.43

[11] Черказьянова И. В. Хронологический перечень событий истории немецкой школы Сибир (XVIII в. - 1919 г.)// Известия ОГИК музея. - № 7. - Омск, 1999. - С. 224 – 237; Коптев А. Миссионерская деятельность в Сибири «Сибирские вопросы» №7-8, 1912 г. С. 54-61

[12] Козьмина А.А. «О религиозных сектах в Иркутской области». – Иркутск: Облиздат, 1939. С. 32

[13] ГАИО р-2951, оп. 1, д. 10, л. 52

[14] ГАИО р-2951, оп. 1, д. 115 л. 12

[15] Лункин Р. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации //Социологические исследования. – 2008. - №4. – С. 27-36

[16] Там же

[17] Из личного архива автора

[18] Из личного архива автора

[19] Хлебникова О. Кладбища обычаев. Конфессии

http://www.analiculturolog.ru/archive/item/387-article_15.html?tmpl=component&print=1
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments