pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Книга Ж.-К. Ларше о старце Сергии (Шевиче) вышла на русском

И даже на одном из сайтов вся выложена:
http://www.podvizhnik.orthodoxy.ru/starser.htm
25 июля будет 20 лет со дня его кончины. Архим. Сергий (Шевич) был многолетним настоятелем Свято-Троицкого храма в Ванве (Vanves) - ближнем пригороде Парижа.
старец Сергий
В 1935 г. группа русских эмигрантов, не присоединившихся к митр. Евлогию, ушедшему в Константинопольский Патриархат с подавляющим большинством русских приходов во Франции, основала этот приход вслед за Трехсвятительским храмом (1931 г.). Сначала Троицкий храм располагался в бывшей конюшне с тремя прилегающими комнатами. В 1971 г. это старое здание было снесено в связи с общей реконструкцией квартала, и прихожане приобрели неподалеку дом, гараж которого приспособили под храм:

В 1983 году приход приобрел участок земли, прилегающий к дому, и в 1984 году здесь началось строительство второго храма. 16 октября 1993 года он был освящен в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Иконостас и иконы храма написаны учениками Леонида Успенского и инока Григория Круга.

С 1935 по 1945 год настоятелем храма был архимандрит Стефан (Светозаров), с 1945 по 1987 — архимандрит Сергий (Шевич), с 1989 по 1999 гг. - игумен, затем архи­мандрит Александр (Елисов), выходец из Данилова монастыря, служащий сейчас в Дамаске. После о. Александра там некоторое время настоятельствовал мой предшественник по Трехсвятительскому храму и тезка, тоже из Данилова, иеромонах Филипп (Васильцев), которого перевели в Рим в 2001 г., где он и поныне.
Ну и мне самому доводилось неоднократно служить здесь... Более того, я даже предполагался настоятелем этого храма, но с этим ничего не получилось. В 2002 г. по приезде я несколько месяцев прожил здесь с семьей французского священника о. Лорана Барон, рукоположенного в 2000 г. и вызванного сюда уж совсем на безрыбье и безвременье, поддержать французский костяк прихода, оставшийся как раз еще со времен многолетнего настоятеля о. Сергия. Интересно, что о. Сергий всегда служил строго по Уставу и только по-церковнославянски. И его чада среди французов к этому привыкли и богослужение понимали. Но о. Лоран по-славянски служить вовсе не мог, да и впоследствии, кое-как подучившись, все равно плохо служил, все больше по-французски, и это по-тихоньку стало прочно закрепляться. Меня туда архиеп. Иннокентий поставил, дабы усилить как славянскую составляющую богослужения (смешанная славяно-французская служба там практиковалась уже при о. Александре Елисове), так и окормлять русскоязычную часть прихода, которой, правда, почти не было к тому времени. По-началу такие любезные ко мне , о. Лоран и его матушка Элизабет, прочно основавшись в приходском доме и почувствовав себя полновластными его хозяевами (о. Лоран втайне сам мечтал о настоятельстве), стали предъявлять ко мне разные претензии (мало французского языка на службах, по хозяйству ничего не делаю и проч.), что-то сказали про меня архиепископу, после чего он перед ними спасовал и обвинил меня в расколе прихода... А приход-то был в то время - 5 человек, ну иногда немногим больше, чего уж там раскалывать-то было!
Потом уже, вникнув в предшествующую историю всех тех приходских перипетий, я узнавал, что мой тезка иером. Филипп, хотя и энергично привлек в храм русских прихожан, эмигрантов последней волны и посольских людей, но французы, старые чада о. Сергия, были весьма оттеснены и обижены. Методы в привлечении людей и организации прихода были ударно-комсомольские... Причем со сменой обоих настоятелей, что архим. Александра, что иером. Филиппа, русскоязычная часть прихода куда-то быстро растворялась бесследно, за исключением одного-двух человек. А вот старые французские прихожане и в самое безвременье не оставляли приход и всячески поддерживали его. Это явные плоды духовничества о. Сергия, память о котором живет в сердцах этих совсем пожилых уже людей. Жак, Бландин, Александра, Сесиль, Натали... - приезжали на каждую службу за десятки километров. Новая небольшая волна французов пришла сюда, когда служил на пару с оо. Александром и Филиппом игум. Варсанофий Ферье, один из чад о. Сергия, в конце 80-х и 90-е годы. Рукоположен он был, кажется, в бытность митр. Владимира Киевского экзархом, в 1986 г. Сейчас, впрочем, он слаб здоровьем, почти инвалид, служит редко. Весьма строгий батюшка, и по виду совершенно не скажешь, что француз - как будто из сибирской глубинки его вытащили - длинная борода, всклокоченные длинные волосы, строгое морщинистое лицо...
Ну а сам я после некоторого пребывания в Ванве перебрался сначала к Ольге Игоревне Алексеевой-Толстой (правнучке Льва Толстого по матери и внучке К.С. Станиславского по отцу), с которой мы крепко подружились (сейчас она инокиня Олимпиада), а затем в Кламар, в дом Бердяева, где и прожил полтора года, вплоть до самого отъезда в январе 2005 года домой.
А в Троицком приходе сейчас уже четвертый год успешно служит о. Михаил (Жан-Мишель) Руссо, с кем я тоже дружил, причем он меня поддерживал в те трудные минуты, будучи еще дьяконом в этом храме. Неизменно улыбчивый, приветливый, спокойный... но закрытый, как большинство французов.
Вот так, начал конкретно про о. Сергия, а вылилось все в околопарижские воспоминания...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments