pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Этот текст бы поместить в каждой церковной лавке!..

29 ноября/12 декабря 54 г.

<…>
Относительно поминовения ваших усопших родителей. Прежде всего, я полагаю, что дети всегда обязаны молиться о своих родителях, каковы бы они ни были, хотя бы они были изверги, хулители и гонители веры. Я уверен, что святая мученица Варвара молится о своем отце, убившем её. Если, по слову Божию, «во всяком языце боящийся Бога и молящийся Ему приятен Ему есть» (Деян. 10, 35), то тем более веровавшие во Единого Бога, в Троице славимого, и исповедовавшие Христа, во плоти пришедшего.
Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадёжно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление. Кто может воспротивиться Ему, когда Он восхощет кого-либо спасти? А Господь всем хощет спастися и в разум истины приити. Он не возможет спасти только тех, кто сами не желают спасения, кои упорно противятся Его спасающей деснице.
А Ваши родители, как христиане, хотели, искали спасения, только не познали истинного пути Православия.

Если молитва преподобного Макария Египетского о язычниках доставляла им некую отраду, тем паче молитва православных детей принесет отраду неправославным родителям.
По просьбе благочестивой царицы Феодоры отцы Церкви совершали усиленные молитвы о ее муже, яром иконоборце и гонителе Православия Феофиле – и получили откровение, что по их молитве и по вере Феодоры Феофилу даровано прощение.
Так молиться о неправославных можно и должно. Но, конечно, молитва о неправославных должна быть несколько иного характера. Так, например, в самом начале канона на погребение возносится моление о том, чтобы Господь сподобил получить вечные блага скончавшегося верного. Это мы можем сказать только о православном. Поэтому еще Святейшим Синодом был одобрен особый чин панихиды об усопших неправославных. Он начат был печатанием в 1917 г., но не закончен. В 1934 или 1935 году митрополитом Сергием был разослан по епархиям составленный им чин панихиды по неправославным.
Я думаю, у лаврского духовенства есть этот чин. Если же такой чин особой панихиды почему-либо нельзя совершать, то подавайте на обычную панихиду весь ваш помянник, где среди имен Ваших православных друзей и братий на одном из первых мест будут имена Ваших родителей и других сродников и друзей неправославных.
А для того, чтобы необычные для русских людей лютеранские имена не смущали ни священнослужителей, ни богомольцев, замените эти имена созвучными им именами православными, например, вместо «Анция» - «Андрея» или какое другое, более соответствующее.
Имена нужны для нас, людей, а не для Господа. Если Вы имеете намерение помолиться о ком-либо из Ваших близких, а на молитве по забывчивости или по рассеянности произнесете совсем другое имя, Господь, знающий, о ком Вы молитесь, именно тому лицу, которое Вы имели в виду, окажет милость по Вашей молитве.
Также, когда на панихиде священнослужители будут произносить обычные православные имена, которыми Вы замените в своем помяннике необычные для православных имена Ваших родителей и других сродников, Вы будете хорошо знать, о ком это моление возносится. Тем паче ведомо будет сие Господу Богу, и дело Вашей любви не останется Им неоцененным, и молитва Ваша и Святой Церкви, верю, не будет отринута.
В отношении поминовения на Проскомидии следует так рассуждать. Поминовение на Проскомидии соединяется с изъятием частей из просфоры. Эти части символически изображают поминаемых. Они переносятся на Святой Престол, они опускаются в Божественную Кровь, как бы причащаются ее. По правилам Церкви, не только неправославные, но даже готовящиеся к крещению, при совершении Таинства Евхаристии, после возгласа: «Оглашении, изыдите» - не могли оставаться в храме. Правда, за последнее время древлехристианская строгая дисциплина ослабела, и неправославным разрешалось оставаться в храме до конца Литургии.
Но всё же, если бы, скажем, Ваши родители были живы и согласились пойти вместе с Вами помолиться в православном храме, ведь Вы сами, приступая к Святому Причащению, несомненно, и мысли не допустили бы о том, чтобы и родителей подвести ко Святой Чаше.
Поэтому я советую Вам для Проскомидии иметь особый помянник, только с именами православных усопших. Что Вы раньше поминали Ваших родителей во время Проскомидии, в этом нет греха. Вы это делали по неведению. Раньше и я поминал на Проскомидии неправославных, а потом пришел к убеждению, что лучше этого не делать.
Но в другие моменты литургии, без нарочитого изъятия частей из просфор, в тайной молитве и на заупокойной ектеньи, можно поминать и неправославных, особенно родителей.
Между прочим, покойный о. Алексий Зосимовский советовал о. Михаилу Шику поминать его родителей, ревностных иудеев, во время ектеньи об оглашенных.
<…>

Епископ Афанасий (Сахаров)
(Зубово-Полянский дом инвалидов).
Из книги: «Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова)»; М., Правило веры, 2001, сс. 272-274
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments