pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Немного о святости вообще и о русской святости в частности

Русскую святость нелегко различить за современной всероссийской смутностью. Но она всегда была неявна и в прошлые времена, особенно если под святостью подразумевать христианскую жизнь как сверхприродную, выше человеческого естества. Таких религиозных гениев всегда были единицы на столетия. В то же время в древности каждый крещеный христианин уже назывался святым. «Приветствуют вас все святые», как оканчивает апостол Павел некоторые свои послания (2 Кор. 13, 12; Флп. 4, 22). Святость – не безгрешность, а скорее вектор жизни, её наполнение, пусть даже меняющееся и не всегда постоянное. Это посвящение жизни Христу, которое может иметь разные степени и пути. Но святость может восприниматься и как достижение совершенства. И как в церковном, так и светском обиходе у нас закрепилось именно второе значение этого слова, тогда как первое, библейское, оказалось вытесненным скорее на задний план. И напрасно, поскольку каждый христианин фактически призван к святости (см. 1 Фесс. 4, 7), не говоря уже о том, что «будьте святы, потому что Я свят» было еще известно ветхозаветному Израилю. Более того: каждый, даже независимо от веры и мировоззрения своего, несет в себе образ Божий и подобие Его, и этот образ важно раскрывать и чтить, как в себе самом, так и в других! Если человек забывает, что, помимо того, что он грешник, он еще заключает в себе что-то святое, как и другие вокруг него, то он легко может относиться к другим грешникам как к чему-то второстепенному и мешающему, как к неизбежному злу, как к средствам для удовлетворения временных потребностей. Вера в Бога, соединяясь с неверием в человека, скорее становится разрушительной, нежели созидательной. Тогда как Сам Бог в нас верит, как любил учить приснопамятный митр. Антоний Сурожский.

Русской святости (надо думать, в обоих смыслах), в силу особенности географии и истории Руси, пожалуй, были свойственны прежде всего жертвенное служение в разных формах и терпение скорбей (от отдельных единоверцев, от властей, от внешних врагов, от других не зависящих от самого человека обстоятельств). Иисус как Бог, принявший облик уничижаемого раба, всегда по-особому трогал души если не большей, то устойчивой части наших соотечественников.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя…

Официальные церковные прославления всегда касались сравнительно небольшого числа христиан из всех святых. Здесь поневоле вступают общечеловеческие и весьма приблизительные критерии, связанные с известностью, авторитетностью, влиянием на общество, помимо собственно праведной христианской жизни с ее отдельными сверхъестественными деталями, если они есть. Причем сама жизнь святого подчас может быть в разные периоды и не вполне праведной с христианской точки зрения, что иногда дает повод некоторым сомневаться в правомерности отдельных канонизаций (Александр Невский, Андрей Боголюбский, преп. Иосиф Волоцкий). Понятное дело, что канонизируют не за плохое, но за хорошее, что было в жизни святых. Но в таком случае, если под святостью понимать не совершенство, а только устремленность души к Богу, какая была и у ветхозаветных святых, весьма далеких по жизни от христианской этики, то здесь святыми также можно признать большинство христиан, живущих на Земле.

Лично мне запомнились проявления святости среди обыкновенных людей, приходящих в храмы, допустим, в Забайкальской провинции. Например, среди прихожанок есть у нас повсюду, слава Богу, не только злые церковные старухи, но и бабушки удивительной внутренней силы и душевной красоты. Которые с необыкновенным терпением несут свой крест по жизни, заботясь и переживая о пьющем муже (сыне, иногда даже внуке – вариант первый), ухаживая за парализованными родными (вариант второй), при этом отдавая последнее от своей скудной пенсии на лекарства или на полное содержание своих близких, плюс, конечно, на храм непременно… Да еще успевают при этом за подсобным хозяйством на даче уследить, огород вспахать, посеять, взрастить, собрать. Всегда пишут своих в записках, непрестанно имея их в памяти, всегда каются в своих грехах, как правило, одних и тех же, когда другой человек на их месте уж давно бы сломался и все бросил. Вот святость, с которой рядом невозможно поставить даже монашеские подвиги из житий древних пустынников! Но сами себя они считают, разумеется, обыкновенными грешницами.

Всех с днем Всех Святых земли Русской!
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments