pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Возненавидь ближнего своего, как самого себя

(или: от любви до ненависти – один шаг)


Примерно так можно охарактеризовать евангельский отрывок, посвященный памяти преп. Пахомия Великого, приходящейся на сегодняшний день. Лк. 14, 25-35 – одно из самых неудобных мест в Евангелиях. На личном опыте вспоминаю, как моя мама, лет 15 назад пытавшаяся постичь азы христианства и приобщиться к церковной жизни, как раз была приведена в шок словами Иисуса: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26). Она однажды задала вопрос по этому поводу одному священнику: как это вообще может быть?.. Священник (его уже нет в живых, Царство ему Небесное) ответил, что тут неточность перевода. И ошибся – увы, перевод в данном случае тот самый, весьма точный…

Поиск дополнительных смыслов и нюансов в греческом подлиннике в данном случае как раз нисколько не спасает, если воспринимать текст буквально. Например, тот же глагол μισέω (ненавидеть, не любить; презирать, пренебрегать) употребляется в таких, например, фразах: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит (μισει) вас мир» (Ин. 15, 19). Или: «Всякий, ненавидящий (μισων) брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). Очевидно, что понимать фразу у Луки должно в связи с тем, что пишет Иоанн Богослов. Но тогда как?... Видимо, заповедь «люби ближнего своего как самого себя» или «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» можно дополнить ненавистью к другим, сходной с той, что ты в первую очередь должен ощущать к самому себе (слова «а притом и самой жизни своей» или «души своей», как переводит еп. Кассиан, здесь ключевые). Многие св. отцы проясняли и поясняли: «люби грешника и ненавидь грех». Наконец, «враги человеку – домашние его» (Мф. 10,36). И в то же время – «любите врагов ваших» (Мф. 6,44)… Кто чувствует, что его самые близкие, домашние пытаются отвратить от Бога и сбить с пути ко спасению своей души, тот и призван их возненавидеть, в особом смысле, конечно, одновременно молясь о них и любя их. Но нередко бывает и так, что домашние чувствуют нелепости и крайности в проявлениях веры новообращенного неофита, лишенного дара рассуждения, о важности присутствия которого в христианине указывал преп. Антоний Великий, современник преп. Пахомия («Авва Антоний сказал: есть люди, которые изнурили тело своё подвижничеством, - и однакож удалились от Бога; потому что не имели рассудительности» - Древний Патерик, гл. 10). Они справедливо пытаются с позиций жизненного опыта и здравого смысла вразумить или даже смирить такого ревнителя не по разуму, и если тот не поддается, находясь в прельщении, то вот опять – враги по-неволе! Фразой Иисуса о ненависти к ближним, когда они препятствуют тебе в приближении к Богу и в познании истины, можно легко оправдать своё неразумие, свои собственные страсти, в первую очередь эгоизм! И это делали и делают многочисленные сектанты по своему духу, будь то в православии или вне его.

В.Н. Кузнецова в «Радостной Вести» переводит стих Лк. 14, 26 иначе, и перевод получается приглаженным, смягченным и с другим смысловым оттенком; скорее это толкование: «Кто приходит ко Мне, но любит Меня не больше, чем любит отца, мать, жену, детей, братьев, сестер, не больше, чем саму свою жизнь, - тот не может быть Моим учеником». Возможно и так, но только как дополнение к тексту, в котором, все-таки, фраза звучит так, как она есть изначально. Да, иерархия ценностей здесь подразумевается – божественное на первом месте (слова Иисуса, их слушание и исполнение), потом человеческое и всё остальное. Но понимать это божественное можно только в духе, в том числе в духе рассудительности, а не по букве («буква убивает, а дух животворит» - 2 Кор. 3, 6). В этом смысле помогают и образы, взятые из обычной мирской жизни. Спортсмен, поставивший цель побить очередной рекорд или/и занять одно из первых мест в соревновании, положит все свои силы на тренировки, и если кто-то будет его отвлекать от них, он просто не станет общаться с таким человеком. Ученый, занятый очередной проблемой, ставящий эксперименты или много часов работающий над литературными источниками, находится в том же положении. Когда человек занят своим любимым и основным делом по жизни, другими делами он в любом случае станет пренебрегать (еще один возможный смысл слова μισέω). Но трудность еще и в том, что с христианина в любом случае больше спрашивается, чем с ученого или спортсмена, уже здесь и сейчас. Поскольку любовь к Богу все-таки неотделима от любви к ближнему. Но эта любовь включает в себя, таким образом, ненависть к тому, что ей препятствует осуществиться, прежде всего к своим собственным грехам. Ну и к грехам ближних, которых можно ненавидеть, как свои собственные. В этом плане, действительно, от любви до ненависти – один шаг. Как в отношении себя, так и других.

P.S.: Последовательность здесь тоже важна сама по себе. Сначала - возлюбить, как самого себя, так и ближнего. И уже только потом возненавидеть в этом особом смысле и на более тонком уровне, начиная с себя. Но не наоборот. Не любящий себя очень часто и ближних полюбить не может, как самого себя.
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments