pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Полемика: кем был Иисус из Назарета?

На разных интернет-ресурсах периодически возникают дискуссии между христианами и сомневающимися или атеистами. Ниже я помещаю текст одного из наших современников, скорее сомневающегося и ищущего, но явно не в пользу христианства. Текст интересный (почти на 12 страниц), пусть и некоторые доводы неизбежно заезжены и избиты.
Мой ответ будет в следующей записи, впрочем, далеко не на все утверждения, а на то, что наибольшим образом задело. Чтобы подробно отвечать на каждое утверждение Виталия из Иркутска, надо писать целую толстенную книгу! Но с такими людьми, как Виталий, несомненно, вести обмен мнениями интересно.



Кем был Иисус из Назарета?

(теологическое эссе)


1.Что такое мессия в представлении еврейских пророков
Все четыре канонических евангелия, несмотря на определенные различия в освещении личности и жизни Иисуса, сходны в одном: Иисус из Назарета – это Христос, Мессия, Спаситель, Сын Божий, чей приход был предсказан еврейскими пророками. В евангелии от Матфея наиболее последовательно проводится мысль о том, что все обстоятельства рождения, жизни и смерти Иисуса соответствуют предсказаниям пророков. Для доказательства этой тезы Матфей обильно цитирует Писание, и выстраивает, как кажется на первый взгляд, достаточно логичную, непротиворечивую картину. Попытаемся более внимательно прочитать Библию и выяснить, насколько Иисус соответствует образу Мессии, и что на самом деле имели в виду еврейские пророки.
Подсчитано, что в Ветхом завете содержится 456 мест, которые можно истолковать как мессианские. У Матфея был богатый материал, чтобы выбрать из этого многообразия нужное для создания концепции: Иисус – предсказанный Мессия.
Итак, что же означает слово мессия? Еврейское mashiach – отглагольное прилагательное со значением “помазанник”. На греческий язык оно переведено словом Khristos – помазанный маслом (масло – khrisma, отсюда же слово “крем”). Мессией в Ветхом Завете назывался царь, помазанный на царство, и правящий с божьего соизволении. Так царь Давид был мессией, христом (2 Царств 22:51), а царь Саул – нет. Кроме того, мессией, был назван персидский царь Кир (Исайя 45:1), помогавший евреям восстановить разрушенный Храм. К началу 1-го века нашей эры в еврейском обществе были сильны мессианские ожидания. Евреи после краткой передышки вновь потеряли свою государственность и жили под пятой очередных захватчиков, римлян. Поскольку Бог пообещал Давиду, что его престол будет до скончания времен править всей Землей через его потомков (2 Царств 7:16), то евреи находились в постоянном ожидании мессии – иудейского царя из рода Давида, который освободит их страну от захватчиков и вернет Израилю былое величие. Именно так воспринимал мессию Царь Ирод – как будущего Царя Иудейского, угрозу династии самого Ирода. Но, как выяснилось, совершенно напрасно, ибо Иисус нищенствовал, бродя по Иудее, а трон Ирода был упразднен не Иисусом, а Римом. Народ также приветствовал Иисуса при въезде в Иерусалим как мессию – Царя Иудейского. У Захарии (9, 12) подробно описано счастливое мессианское царство и правление царя – мессии. Но Царем Иудейским, приведшим Израиль к могуществу, а Иерусалим к процветанию, Назаретянин не стал.
Еще раз повторим, что Мессия – это грядущий сильный и справедливый Царь Иудейский, который с Божьей помощью освободит страну от захватчиков и вернет Израилю былое могущество и процветание. Таково основное понимание фигуры мессии. Кроме этого в текстах еврейских пророков встречаются темные, путанные и противоречивые, мистические толкования этого персонажа. Так, Исайя описывает некоего страдающего Раба Господня, который берет на себя все грехи мира. Сам Исайя явно не сопоставляет Мессию и Страдающего Раба, за него это сделали поздние интерпретаторы, особенно Матфей. Но вчитаемся в текст Исайи: “нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели Его – и не было в Нем Вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…когда же Душа Его принесет Жертву Умилостивления, Он узрит Потомство Долговечное… посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу за то, что предал Душу Свою на смерть”(Исайя 53:2-12). Это что, похоже на Иисуса Назаретянина? Иисус сильно болел? Был непривлекателен на вид? (посмотрите на иконы!). Между какими “великими” Бог даст ему часть? С какими “сильными” он будет делить добычу? К тому же, по Исайе, в результате деятельности “страдающего раба” Иерусалим достигнет необыкновенного расцвета и процветания (Исайя 60:1-22). В реальности Иерусалим был разрушен через 40 лет после Иисуса. Нет. Исайя предсказывал явно не Иисуса Назаретянина.
2. Насколько Иисус соответствует предсказаниям о мессси
Итак, посмотрим, как Матфей обосновывает мессианство Иисуса. Исторический Йегошуа Га-Ноцри родился, по всей видимости, в Назарете. По крайней мере евангелист Марк не упоминая место рождения Иисуса, говорит о Назарете как о его отечестве (Марк 6:1). Евангелист Иоанн, судя по разговору Никодима с евреями (Иоанн 7:50-53) также считает, что Иисус родился в Галилее. Но мессия, по словам пророка Михея (Михей 5:2), мог родиться только в Вифлееме. Для соответствия этому предсказанию Матфей просто переносит место рождения Иисуса в Вифлеем, молчаливо подразумевая, что именно там жили Иосиф и Мария. Далее, поскольку было известно, что детство Иисус провел в Назарете, Матфею была необходима причина переезда св. семейства в это поселение. Он выдумывает совершенно фантастическую причину – избиение младенцев царем Иродом и бегство св. семейства сначала в Египет, а потом в Назарет. Факт избиения младенцев не только не подтверждается каким-либо религиозным или светским источником, но о нем не знают и другие евангелисты. Иосиф Флавий, подробно описавший данный исторический период и все злодеяния Ирода, и не преминувший бы рассказать о столь вопиющем преступлении, также ничего об этом не знает. Евангелист Лука, в свою очередь, понимая необходимость рождения мессии в Вифлееме, приводит совершенно иную причину появления св. семейства в этом городе. По Луке, Иосиф жил не в Вифлееме (как у Матфея), а в Назарете. В Вифлеем Иосиф с беременной Марией прибыли для переписи, поскольку “В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле”(Лука 2:1). Необходимость явиться по месту рождения является неуклюжей выдумкой Луки, поскольку людей переписывают там, где они живут, имеют недвижимость и платят налоги. Какая гигантская масса людей двинулась бы в разные концы Империи к местам своего рождения. Поскольку Лука ничего не знает о версии Матфея – избиении младенцев, то новорожденного спокойно через восемь дней обрезают, несут в храм, где его признают Христом Симеон и Анна пророчица. После чего св. семейство благополучно отбывает в родной Назарет. (Лука 2:21-39). Ни о каком преследовании младенца Иисуса со стороны царя Ирода речь не идет, особенно если учесть, что к моменту переписи царь Ирод был уже 11 лет как мертв. Он умер в 4 г. до н.э., а перепись населения в Иудее (а не по “всей земле”) производилась в 7 г. н.э. Её проводил сенатор Копоний при прокураторе Квиринии в Иудее, когда она вошла в состав Империи, попутно с секвестированием имущества этнарха Архелая, сына царя Ирода, смещенного Римом с трона.
Такое кардинальное расхождение двух евангелий заставляет предположить, что Иисус родился в Назарете, (как это подразумевают два других евангелиста, Марк и Иоанн), а версия о рождении в Вифлееме – не более, чем желание подогнать биографию Иисуса под мессианское пророчество Михея.
Читаем у Исайи: “Се, дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил…”(Исайя 7:14). Но назаретянина зовут Иисус (Иегошуа). Матфей ссылается на повеление ангела назвать младенца Иисусом (Матфей 1:21). Что это значит? Исайя плохо расслышал Бога? Или Исайя предсказывал не Иисуса Назаретянина? А был ли ангел?
Матфей обильно цитирует разные книги Ветхого Завета (используя не еврейский оригинал, а греческий перевод - Септуагинту), зачастую в угоду своей концепции расширительно (а иногда и неверно) толкуя исходный текст и замалчивая то, что ей противоречит. Вот некоторые промашки Матфея. Опираясь на пророчество Исайи: “Се, дева во чреве примет и родит сына…”, Матфей пал жертвой переводческой ошибки. В Септуагинте использовано слово “парфенос” – девушка, девственница. В еврейском оригинале – “алма” – девушка, молодая женщина. Исайя не говорил о девственном зачатии! Далее, Матфей заставил Иисуса выполнить достаточно нелепое действие, а именно, въехать в Иерусалим, сидя одновременно на двух ослах, только для того, чтобы соответствовать пророчеству Захарии (Матфей 21:7). Матфей ошибочно полагал, что ослица и молодой осел – это два разных животных, тогда как Захария лишь пользовался литературным приемом параллелизма. В трех остальных евангелиях Иисус въезжает в Иерусалим как все люди, на одном осле. Все это характеризует метод Матфея как пристрастный и тенденциозный, имеющий цель во что бы то ни стало совместить Назаретянина с Мессией. Прочие ошибки и спекуляции Матфея приводить не будем из-за недостатка места.
И, наконец, если отцом Иисуса был Иосиф, то Иисус, конечно, принадлежит к роду Давида, в нем кровь Давида. Но как тогда он может быть сыном Бога? А если он сын Бога, то он не сын Иосифа и, следовательно, не принадлежит к роду Давида! А это значит, что он – не мессия, предсказанный пророками.
И еще одно замечание. Мессия, еврейских пророков не являлся сыном Божьим! Если его так называли, то в том же смысле, что и царя Давида! Строгий монотеистический Бог, в отличие от языческих богов, не мог иметь сына, тем более, равного себе. Недаром учителя Закона и книжники относились к такой мысли, как величайшему кощунству. Они понимали, что это – попытка утянуть Единого Бога в болото язычества. За культом Сына неизбежно придет культ Матери, женского божества, потом появятся посредники между Богом и человеком – младшие божества, святые угодники, потом придет черед поклонению статуям и изображениям. Понимая это, все образованные люди, разбирающиеся в Писании, саддукеи, фарисеи, книжники, несмотря на разницу во взглядах, выступили на защиту Единого Бога, чтобы предохранить свой народ от гнева Бога ревностного.
3.Чему учит Иисус
Посмотрим, как ведет себя Иисус и чему он учит. С одной стороны, он позиционирует себя как строгого исполнителя Закона: “Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков! Не нарушить пришел Я, но исполнить, ибо истинно говорю вам – доколе не прейдет Небо и Земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все! Итак, кто нарушит одну из Заповедей сих малейших и научит так людей – тот малейшим наречется в Царстве Небесном”(Матфей 5:17-19). С другой – неприязненно говорит о “вашем Законе” (Иоанн 8:17, 10:34, 15:25) и “ваших отцах” (Иоанн 6:49). В каком случае Иисус лукавит? Ответ прост. Иисус последовательно расшатывает Богом данный Моисеев Закон. Он иронически относится к субботнему дню, защищает учеников, когда они нарушают гигиенические правила Закона (едят грязными руками)(Матфей 15:2). Простые этические положения Моисеева Закона и Божьи Заповеди он доводит до абсурда, делая их невыполнимыми. “Вы слышали, что сказано древним: “Не прелюбодействуй!” – а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем!”(Матфей 5:27-28). Но мужчина не может смотреть на красивую женщину без вожделения, такова его природа, таковым его создал Бог! Это заведомо невыполнимое требование заставляет несерьезно относиться к исходной заповеди – “Не прелюбодействуй!”.
Как известно, труд является основой существования человека на земле. Добывать хлеб свой в поте лица своего – заповедовал Бог человеку (Бытие 3:19). Ной возделывал землю, Патриархи пасли свои стада. Человек-труженик - это основа человеческого общества. Казалось бы, какое занятие заслуживает большего уважение, чем пахать землю, в поте лица выращивая хлеб свой. Иисус думает не так: “Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия”(Лука 9:62). По мнению Иисуса, не только богачам, но и простому крестьянину трудно проникнуть в Царство Божие. Для кого же оно? “Блаженны нищие духом – ибо их есть Царство Небесное!”(Матфей 5:3). Для необразованных маргиналов, не способных к труду и потому не нашедших свое место в обществе? Можно вообще не трудиться? Да! – говорит Иисус. “Взгляните на птиц небесных! Они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы – и Отец наш Небесный питает их! Вы не гораздо ли лучше их?”(Матфей 6:26). Но какое будущее ждет общество, в котором люди перестали трудиться и уповают только на Бога? У Иисуса есть ответ: “Итак, не заботьтесь и не говорите: “Что нам есть?” или: “Что пить?”, или: “Во что одеться?” – потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец Ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом… Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне – ибо завтрашний сам будет заботиться о своем”(Матфей 6:31-34). И это учение Иисус распространял не как эзотерическое, для узкого круга, а для всех, при большом стечении простого народа. А если бы ему всерьез поверили? Желал ли Иисус блага своему народу и своей стране?
Итак, как мы видим, Иисус не любил людей труда и не уважал труд. Еще более не любил Иисус людей образованных, знающих Писание и логику. Поскольку они не могли признать в нем ни мессию, ни Сына Бога, то гневался на них и цветисто оскорблял. Это и гробы повапленные, и порождения ехиднины, и вожди слепые, и лицемеры (Матфей 23:27-33) Ни одного доброго слова для человеческого разума и знания, у Иисуса не нашлось. Зато к невежеству и подлости людей Иисус относился с симпатией. Сколько теплых слов сказано о нищих духом, т.е. людей, лишенных собственного духа, разумения и готовых идти за любым мошенником и проходимцев. Компанию Иисуса составляли преимущественно темные, необразованные маргиналы: мытари, блудницы, грешники. Именно в этой среде Иисус чувствовал себя комфортно. Пожалуй, еще ни об одном еврейском пророке не говорили: “Любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам” Матфей (11:19).
Многие чудеса Иисуса злые. Он проклинает ни в чем не повинную смоковницу, оживляет Лазаря в разлагающемся теле.
В результате деятельности Иисуса был нарушен важнейший институт приобщения человека к Богу – обрезание. Бог ясно и недвусмысленно сказал: “Обрезывайте крайнюю плоть вашу – и сие будет Знаменем Завета между Мною и вами… необрезанный же мужского пола – истребится душа та из Народа своего, ибо он нарушил Завет Мой”(Бытие 17:11-14). Нигде, ни в какой части Библии Бог не отменяет это веление. Рассуждения Шауля (Павла) о “духовном обрезании” – не более чем дерзкие попытки человека отменить Закон Бога. Совершенно ясно, что любой, даже не еврей, верующий в библейского Господа Бога, обязан сделать обрезание, поскольку сказано Аврааму: “Благословятся в тебе все племена земные”(Бытие 12:3). Но непременное условие благословления, завета – обрезание. Таким образом, благодаря деятельности Иисуса этот обычай был дискредитирован, и не только огромное количество земных племен не получило обещанного благословления Бога, но и часть евреев отошла от религии отцов.
Нарушена заповедь: “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на Небе, вверху, и что на Земле, внизу, и что в Воде, ниже Земли; не поклоняйся им и не служи им” (Исход 20:4-5). Христианские церкви заполнены иконами с изображениями Бога, Иисуса, ангелов, людей (святых). Этим изображениям не только поклоняются, но и приписывают им собственные магические силы (институт чудотворных икон). Ясно, что Сила Бога не может быть сосредоточена в размалеванных человеком кусках дерева, о чем Бог ясно и недвусмысленно говорит в заповеди. Оправдания христиан, что они поклоняются не изображениям, а тому, кто изображен, не выдерживают никакой критики, поскольку самый глупый язычник, поклоняясь статуе Зевса или Аполлона, понимал, что чтит этих богов, а не статую. Христиане пошли еще дальше язычников, и молятся кускам мертвых человеческих тел (святые мощи) и случайным предметам (святые реликвии). Кроме того, ни один языческий культ (может быть за исключением каких-нибудь самых сатанинско-людоедских) не поклоняется палаческим орудиям пыток, тогда как главный символ христиан – крест, на котором погибли мучительной смертью сотни тысяч людей, в том числе любимый Учитель.
Как известно, потерять душу можно, только совершив смертный грех. К чему призывает Иисус, произнося следующее: “Сберегший душу свою – потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня – сбережет ее” (Матфей 10:39)?
Произносит злые слова: Кто не со Мною, тот против Меня (Матфей 12:30), сколько крови пролилось, когда люди стали повторять эти жестокие слова Назаретянина.
Иисус словах декларирует какую-то извращенную сверх-любовь к врагам. “Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас”(Лука 6:27-28). При этом Иисус проявляет поразительную черствость к близким людям: пренебрежительно относится к матери (Матфей 12:47-49)), запрещает ученику похоронить отца (Матфей 8:21-22). Мало того, что он эгоистично требует любви к себе большей, чем к родителям и детям (“Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня” (Матфей 10:37)), Иисус настраивает людей против собственной семьи: “И враги человеку – домашние его” (Матфей 10:36). Как можно прийти к Богу, который говорит прямо и ясно: “Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником”(Лука 14:26)?
Иисус много говорит о любви, но иногда маска доброго учителя сползает, и мы слышим совсем иные слова. Ярко выражается желание жечь и сеять хаос: “Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!”(Лука 12:51). “Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю я вам, но разделение… Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей”(Лука 12:51,53). Какая же сила остановила этот хаос и желание разрушать?
Наконец, самое невыполнимое: “Будьте совершенны, как Совершенен Отец ваш Небесный!”(Матфей 5:48). Но совершенен может быть только бессмертный, обладающий всемогуществом Бог, а требовать такое от слабого человека неумно и жестоко. Чтобы соответствовать этому требованию люди калечили себя, забирались на столпы, замуровывали себя заживо и предавались другим безумствам и извращениям в призрачной надежде достичь божественного совершенства. Кроме того, напомним, что человек из изгнан из рая потому, что Бог заподозрил человека в желании “Стать как Боги”(Бытие 3:22). Вряд ли этого не мог знать Сын Бога. Но тогда зачем он призывал человека делать то, за что Бог уже однажды страшно покарал человека. Кто был советчиком человека в тот раз, мы помним. Так кто же такой Иисус Назаретянин?
3.1 Кто такой Иисус
Внимательно вслушаемся в то, что говорит он сам.
Странный совет апостолам: “Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби’ (Матфей 10:16). Иисус прекрасно знает, с кем ассоциируется змий, а с кем голубь. Иисус считает Бога простоватым, а Сатану мудрым, случайно проговаривается?
Иисус, проповедуя, говорит странные слова: “…и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым”(Лука 6:35). Это совершенно не похоже на Бога Справедливого и ревностного, наказывающего злых и неблагодарных. К таким людям “благ” совсем другой персонаж. Кого имел в виду Иисус под “Всевышним”?
Иисус пытается обучить жуткому некро-обряду - почитанию Бога путем поедания его плоти. Не каждое людоедское племя могло похвастать таким сатанинским обрядом. “Истинно, истинно говорю вам – если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе Жизни”(Иоанн 6:53). У нормальных евреев слова Иисуса вызывают ужас и отвращение и он теряет многих учеников. “Многие из Учеников Его, слыша то, говорили: “Какие странные Слова! Как можно это слушать?”... С этого времени многие из Учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним”(Иоанн 6:60,66).
Иисус постоянно вызывает подозрения в связях с Вельзевулом. История изгнания бесов выглядит очень странно. Почему Всемогущий Сын Божий не низвергнул бесов сразу в ад, а идя навстречу их просьбе позволил им сначала вселиться в свиней (Матфей 8:31-32), нанеся ущерб ни в чем не повинным людям? Это скорее похоже на сговор, компромисс, чем на волевое действие. А изгоняемые бесы как будто стремятся увеличить популярность и авторитет Иисуса, громка крича: “Ты Христос, Сын Божий”(Лука 4:41).
Впрочем, эта идея совсем не нова. Книжники и Учителя Закона ясно видели сущность Иисуса, что и зафиксировано в Евангелии. “Теперь узнали мы, что бес в тебе” (Иоанн 8:52), “а фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского” (Матфей 9:34) Здоровые и чуткие люди из народа также чувствовали его присутствие: “За что ищете убить меня?” – народ сказал в ответ: “Не бес ли в Тебе?”(Иоанн 7:20).
Иисус сам по себе практически бессилен и может творить чудеса, опираясь исключительно на веру людей. В родном Назарете, где в него никто не верил: “И не мог совершить там никакого чуда”(Марк 6:5). Разве может сила Бога зависеть от людей? Разве был Бог менее силен до создания людей?
Наконец, Иисус не мог быть ни мессией, ни праведником, поскольку был распят, а Богом ясно сказано: “Проклят перед Богом всякий, повешенный на дереве”(Второзаконие 21:23).
Иисус говорит о себе: “Я есмь… звезда светлая и утренняя” (Откровение 22:16). А также обещает верным ему: “…тому дам Власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным… и дам ему Звезду Утреннюю”. Но ведь мы знаем, с каким персонажем связаны эти образы. Читаем Исайю: “Как упал ты с неба, “Денница”, “Сын Зари”! Разбился о Землю… а говорил в сердце своем: “Взойду на Небо, выше Звезд Божиих вознесу Престол мой… взойду на Высоты Облачные, буду подобен Всевышнему!” - но ты низвержен в Ад, в глубины Преисподней!”(Исайя 14:12-15) и еще: “…Земля Филистимская, что сокрушен Жезл, который поражал тебя”(Исайя 14:28). Это ведь Люцифер – Денница, Звезда утренняя! А куда первым делом отправился Иисус после смерти? Да в полном соответствии с Исайей – в Ад. Об этом пишет апостол Петр: “Быв умерщвлен по Плоти, но ожив Духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя проповедал”(1 Петра 3:18-19). Теперь становится понятным, что закончив жизнь своего очередного земного воплощения, мятежный дух сначала отправился к своим, а потом на небо к вышестоящей инстанции с докладом.
Задумаемся, почему римляне, самый веротерпимый народ, принимающие в свой пантеон богов вошедших в империю народов, так относились к христианам? Почему только представителей этой конфессии уничтожали, а ко всем другим относились с уважением? Почему они считали христианство человеконенавистнической ересью? Первые христиане, выполняя заветы Иисуса, не участвовали в деятельности государства, уходили из армии, продавали свое имущество и отдавали деньги в общину, презрительно относились к красоте, изяществу, образованности. Желая приблизить обещанный Конец Света и покончить с его несправедливостью мира, некоторые христиане занимались поджогами. Раннее христианство первая тоталитарная очень активная человеконенавистническая секта, образовавшаяся в результате деятельности “Сына Бога и Спасителя”. Римляне, народ, имеющий многовековой опыт дружественного общения с чужими богами, быстро поняли, какая темная фигура стоит за этой сектой.
Возникает вопрос, как же такое возможно, и почему Бог попустительствовал шуткам Врага рода человеческого? Без Божьего соизволения Враг не смог бы осуществить этот проект. Процитируем из труда Иоанна Дамаскина “Точное изложение православной веры” глава “О Диаволе и демонах”: “Они (диавол и демоны) не имеют ни власти, ни силы в отношении к кому-либо, если не получают позволения от Бога для осуществления целей Его…При позволении же со стороны Бога они и имеют силу, и изменяются, и преображаются в тот вид, в какой хотят сообразно со своим воображением”. Попытаемся найти объяснение.
4.Объяснение
Как известно, Господь Бог любит подвергать испытаниям тех, кого он облагодетельствовал. Началось эта странная практика сразу с Адама. Создав первого человека с мужскими половыми признаками и дав ему подругу женщину, Бог по непонятной причине скрыл от них назначение соответствующих органов. При этом Бог сразу же, в первый день жизни людей (шестой день творения), сказал им: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю…”(Бытие 1:27-31). Бог также сообщил, что в саду Эдемском растет Дерево Познания Добра и Зла, и категорически, под страхом смерти, запретил есть с него плоды. Поскольку человек был создан как существо, обладающее разумом, и, соответственно любопытством, то он сразу угодил в расставленную логическую ловушку. Если не трогать плод, то как выполнить волю Бога и размножаться, наполняя Землю, без знания о механизме размножения? А сорвать плод – тоже нарушить указание Бога и стать смертным. По всей видимости, человек и сам предпочел бы будущее, связанное с распространением человеческого рода по всей Земле, сытому бездеятельному прозябанию в Эдемском саду. Сомнения разрешил Сатана – вечный оппонент Бога. Он привел следующий аргумент: “Нет, не умрете (имея в виду, что душа – бессмертна)…откроются глаза ваши, и вы будете, как Боги, Знающие Добро и Зло”(Бытие 3:4-5).
Бог, как известно, страшно разгневался на человека. За что? Ведь человек, используя свободу воли, разрешил поставленную перед ним дилемму, выполнив одно из взаимоисключающих велений Бога. Ответ заключен в словах самого Бога: “Вот, Адам стал как Один из Нас, зная Добро и Зло”(Бытие 3:22). Как мы видим, и Господь Бог, и Сатана не сомневаются в существовании других богов, говоря “боги” как само собой разумеющееся. При этом Господь Бог очень ревностен, и не терпит поклонения человека другим богам, кроме него самого. Тем более, нестерпима и оскорбительна для него мысль, что человек может стать равным ему (Стал как один из нас!). Возникает закономерный вопрос. А что, Бог с самого начала не мог предположить, что разумное существо, обладая свободой воли и любопытством, будет стремиться к познанию Вселенной? Он действительно думал, что человек будет пресмыкаться перед ним в пыли, называя себя рабом и червем? Если проанализировать тот психотип Господа Бога, который явлен нам в Писании, то ответ положительный. Также можно констатировать, что Господь Бог проявляет слабые прогностические способности на протяжении всей библейской истории. Почему это так, оставим за рамками нашего эссе.
Гнев Господа Бога на человека длился почти 3,5 тысячи лет , на протяжении которых Бог пытался уморить человечество потопом, препятствовал созданию общечеловеческой культуры и осуществлению больших технологических проектов путем смешения языка (вавилонская башня) и т.д. Наконец Бог простил человека и заключил с ним мир, выбрав для этого привилегированную группу, а именно – евреев. После заключения Завета с Господом Богом и получения от него Благословения, для еврейского народа настало время испытаний и жутких несчастий. Авраам, по велению Бога покинул благоустроенный и культурный город Ур Халдейский и отправился через пустыню в землю Ханаанскую. Едва Авраам прибыл в указанную Богом землю, как там случился страшный голод. Пришлось отправляться в Египет, где жену Авраама Сарру попользовал фараон, впрочем, ни Авраам, ни Сара не расценили это как особое несчастье. Вообще, на протяжении своей истории евреи, избранный народ, находившийся под непосредственной защитой Бога, постоянно попадали в рабство к другим народам, завоевывались соседями, теряли собственную государственность и претерпевал всяческие несчастья. Возникает закономерный вопрос, почему так происходило, если над этим народом была длань Господня?
Для отыскания ответа на этот вопрос обратимся к книге Иова. Из нее видно, что Бог и Сатана запросто встречаются и ведут дискуссии друг с другом. Книга Иова – это рассказ о “человеке непорочном, справедливом, богобоязненном и удаляющемся от зла” (Иов 1:1), чья судьба стала разменной монетой в одном из споров Бога и Сатаны. Поддавшись доводам Сатаны, Бог дал тому полную власть над этим достойным человеком для проверки его любви к Богу. Сатана, с разрешения Бога, долго измывался над этим человеком, насылая на него несчастья, лишая его последовательно имущества, семьи, здоровья. Представляется, что и историю еврейского народа можно объяснить в рамках этой поведенческой модели Бога. История – результат не Божественного Провидения, а результат споров между Богом и Сатаной. В этой парадигме можно истолковать многие события и мировой истории, которые всегда выходили за рамки теории Божественного Провидения. Представляется вполне вероятным, что предмет спора был сформулирован приблизительно так: Может ли один человек, действуя методом убеждения, опираясь исключительно на внушенную им веру, заверяя, что он строго следует Заповедям и Воле Божьей, вызвать отпадение Богоизбранного народа от Божественных Заповедей и Моисеева Закона? Бог явно решил еще раз испытать верность своего народа. Результаты проверки его столь разочаровали, что вскоре был разрушен Храм, а Богоизбранный Народ рассеян по всему миру почти на две тысячи лет. Но по большому счету ничего сильно не изменилось. Иудаизм, благодаря мудрости и трудам “книжников и фарисеев” принял раввинистическую форму, что позволило евреям сохранить себя как единый народ в течении двадцативековой диаспоры, вновь обрести милость Божию и создать свое независимое государство. Остальные народы получили еще одну форму язычества – сатанинское извращение иудаизма, под названием “христианство”.

5. Предостережение для православной ветви христианства
Напомним, что самый страшный гнев Бога вызывает желание человека стать равным Ему. Напомним, что человек из изгнан из рая потому, что Бог заподозрил человека в желании “Стать как Боги”(Бытие 3:22). Иисус Христос, который, как сейчас мы понимаем, был воплощением Сатаны для смущения Богоизбранного Народа, в числе прочего предложил человеку опасную ловушку. “Будьте совершенны, как Совершенен Отец ваш Небесный!” (Матфей 5:48). Но, как уже говорилось, совершенен может быть только бессмертный, обладающий всемогуществом Бог, а требовать такое от слабого человека неумно и жестоко. В стремлении стать “как Бог” люди калечили себя или предавались тяжелым извращениям. Западная, католическая ветвь церкви давно игнорирует эти слова Учителя, а вот Восточная (православная) отнеслась к ним серьезно. Был принят теологумен “Спасение – через обожение”. По словам Афанасия Великого “Бог стал человеком, чтобы мы могли стать богами”. Максим Исповедник: “обожженный по благодати, человек становится всем, что есть Бог, не обладая лишь божественной природой”. Такие наглые православные рабы у Бога. Конечно, сойти с рук даром, такое не могло.
Посмотрим на историю православной церкви. Первые Великие Православные Церкви, основанные апостолами – это Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. Все претерпели жуткие катастрофы и влачат жалкое существование. Византия, оплот Православия, не просто была завоевана, а полностью уничтожена. Редко какие государства подвергались столь радикальному разрушению. Антиохия, город истоптанный апостолами - обычный мусульманский город с кучкой православных во враждебном окружении. Все православные церкви были оккупированы арабами и тюрками. Восточные области Вселенского Константинопольского патриархата при ослаблении Византии самовольно, вопреки воле патриарха, откололись и объявили себя самостоятельными (автокефальными). Так возникли славянские патриархаты в городах Тырново (1234), Печ (1346), Москва (1589). Ни один из православных патриархатов (Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский) не является успешным, и не способствовал успеху своей страны в новых условиях, вследствие негибкости и консервативности православной ортодоксии. За все время существования православных церквей они остались разобщенными. Не было создано ни только органа для управления, но даже для принятия совместных решений. В России, крупнейшей после Византии православной стране, в начале 20-го века было уничтожено больше священников, чем во времена римских гонений или падания Византии. Ни одна другая страна не переживала такого длительного периода государственного атеизма и повсеместного разрушения церквей. В настоящее время Россия стоит на пороге распада.
“Бог стал человеком, чтобы мы могли стать богами”?
А “Такая ли у тебя мышца, как у Бога, и можешь ли возгреметь голосом, как Он? Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?” (Иов 40:20). “Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!... И ты, Копернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься!.. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе”(Матфей 11:21-24).
Tags: история, писание, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →