pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

АДА БОЛЬШЕ НЕТ!

Об этом все тексты службы Великой Субботы. Если их и невозможно бывает услышать, то сейчас благодаря интернету любой может в них вчитаться.
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/post7sb_u.shtml

Из похвал 17-й кафизмы:
«Жизнь, как Ты умираешь? И как во гробе обитаешь, но царство смерти разрушаешь и из ада мертвых воскрешаешь?»

«Содрогнулся ад, видя Тебя, Спаситель, Жизни Подателя, расхищающего его богатство и от века умерших воскрешающего».

«Страшный ад затрепетал, когда увидел Тебя, Бессмертное Солнце славы, и отпускал узников поспешно».

Из канона утрени:
Уязвлен в сердце ад, / приняв Пронзенного копьем в ребра, / и стенает, огнем божественным поглощаемый, / ко спасению нас, поющих: / "Боже, Искупитель, благословен Ты!"

Царствует ад, но не вечно, над родом человеческим; ибо Ты, Могущественный, положенный во гробе, живоначальной дланию расторг засовы смерти и возвестил сидевшим там от века истинное избавление, став, Спаситель, первенцем из мертвых.

Да радуется творение, / да веселятся все, на земле рожденные, / ибо у ада ненавистного отнята добыча; / пусть жены с ароматами Меня встречают; / Я избавляю Адама и Еву со всем их родом, / и в третий день воскресну.


Разумеется, это еще не догматика, это только церковная поэзия. Но откуда взялось эта догматизация ада в христианскую историю, уже на вероучительном уровне? В том числе от практического маловерия или просто неверия в Божию любовь, во всепрощение Христово. А тот, кто не верит, кто воспринимает Бога как мелочного прокурора или бухгалтера, подсчитывающего в течение всей нашей жизни всевозможные ошибки, за которые каждый даст ответ, к примеру, на будущих мытарствах и, тем более, в вечно продолжающихся муках, тот сам себя обрекает на ад этого неверия, причем уже в этой жизни, даже не в будущей. Но страх от совершения греха, от какой-то недолжной мысли или плохого душевного состояния нисколько не спасает от них и их не предотвращает! Спасает только приобщение к положительному, светлому и радостному, что есть в нашей жизни. Ад не существует с точки зрения Бога (как, впрочем, и не существовал и раньше) – он существует только лишь с точки зрения самого человека! Да, есть временный опыт ада как внутренней богооставленности, через который проходили даже великие подвижники веры. Есть также и временный опыт ада как личные муки совести, когда что-то сделано, но уже ничего не поправишь. Но это временное, преходящее состояние. Это скорее испытание, попущенное по тому же подобию, по какому оно постигло самого Иисуса сначала в Гефсимании, а потом на Голгофе: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?»… Иисус победил этот ад, пройдя Сам через него. И в этом – главное содержание всего Евангелия как РАДОСТНОЙ ВЕСТИ!

Но, к сожалению, многим представление об аде куда ближе, чем о рае. Ад был живописан во многих подробностях (взять, к примеру, Данте), тогда как рай - скорее весьма редкими и скудными словами. Здесь мы стоим перед следующим парадоксом: ада нет, поскольку Бог его не творил, но в то же время он вполне реален, поскольку сами люди его творят! И своими грехами (ненавистью, обидами, злостью, суетой, равнодушием и бесчувствием), и своими страхами (а тут уже вступает в силу воображение каждого и лепка Бога по образу и подобию грешных и капризных людей, сильных мира сего). Но в таком случае люди сами и попадают в тот ад, который себе же создали, но Бог здесь совершенно не при чем. Напомню еще воскресный тропарь: «Егда снисшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества». И «ад, стеня, вопиет…».

Чем отличаются многие благочестивые современные православные от мытарей, блудниц и прочих отбросов общества, с которыми ел, пил и общался Иисус? Да хотя бы тем, что мало кто из современных по-настоящему верует в любовь и милосердие Бога, как веровали те, пусть даже не признавая Иисуса за Бога, а просто за великого человека, пророка (по иудейским представлениям, напомним, что Мессия должен быть простым человеком). Они шли к Иисусу, поскольку им просто некуда было больше идти. Они чувствовали, они знали, что Он их не осудит и не отвергнет, в отличие от самых религиозных людей того времени в Израиле, богословов и молитвенников! И они не ошибались в своем выборе и в своем доверии. А та самая вера, которую хвалил Иисус, как раз и заключалась в этом доверии Его словам и Ему самому: «Дерзай, чадо (дщерь)! Вера твоя спасла тебя». Не об этой ли вере было сказано Им применительно к будущим последним временам: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8).

И вот, примерно эти слова сказал я сегодня в конце богослужения (чина погребения). Батюшка, с которым мы вместе молились, иером. Александр, уже пожилой (за 60), заштатный, как и я, в прошлом ученый-физик, знавший о. Александра Меня и очень уважительно о нем отзывающийся, мне заметил: «Ох, отче, рискованно вы говорили – вас могут неправильно понять! Как же не бояться греха! Отцы наоборот говорили: «Бойтесь греха!». А так, у кого, например, вредные привычки, которые одолевают, да те же взятки, которые люди берут или дают просто потому, что уже иначе не могут, и перестанут тогда вообще с ними бороться, надеясь на милосердие Бога?... Да, внутренне мы может на это надеяться и для себя, и для других, но говорить об этом вслух – стоит ли?».

И тут же по окончании богослужения передо мной предстает одна интеллигентная дама немолодого уже возраста. И благодарит со слезами на глазах: «Спасибо вам за ваши слова! Я никогда не слышала ничего подобного!». И рассказывает о своем сыне, которого потеряла полгода назад в автокатастрофе. Он был не очень верующий, а она так боялась, что он ушел из этой жизни без покаяния и причащения! И пребывала в этих адских сомнениях, помимо того, что смерть сына какая же мать вообще способна перенести безболезненно и быстро… И вот мои слова вдохнули в нее надежду. Что ж – ради только этой женщины, я еще лишний раз убеждаюсь, что стоило сказать именно то, что я сказал!
Tags: богослужение, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments