pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Даты Рождества, Пасхи и юлианский календарь

На франкоязычном форуме вышла статья Серафима Ребиндера (Париж) о календарной проблеме.
http://fr.groups.yahoo.com/group/orthodoxierusseoccident/message/7303
Очень толковая, простая и легко написанная, расставляющая все точки над "i" в данном вопросе. Здесь выложу отдельные ее отрывки.

...Деление продолжительности года на продолжительность дня дает результат, составляющий бесконечное число цифр в десятичной дроби после запятой. Так, один год (время, требуемое для полного обращения Земли вокруг солнца) составляет 365, 2421875 … дней.

...Юлианский календарь использует год из 365 дней, следовательно, слишком короткий по отношению к длительности полного оборота Земли вокруг солнца. Для корректировки быстрого отклонения, которое вытекает отсюда, предусмотрен один год из 366 дней каждые четыре года
(високосный год, включающий один дополнительный день 29 февраля). Следовательно, средняя продолжительность юлианского года равна 365, 25 дням. Отсюда она немного более длинная по отношению к идеалу (365, 2421875… дней). Этот излишек вызывает отклонение, приблизительно равное 3 дням в 4 столетия. Это означает, что если в заданном годе весеннее равноденствие падает на 21 марта, то 4 века спустя это равноденствие будет наблюдаться 18 марта, а не 21-го.

Чтобы равноденствие оставалось фиксированным 21 марта, григорианский календарь постарался исправить прогрессирующее отклонение юлианского, а именно, упраздняя три дня каждые четыре столетия. Он достигает это тем решением, что годы, числа которых оканчиваются двумя нолями, будут являться високосными лишь в том случае, если число, составленное предыдущими цифрами, делится на четыре. Так, например, годы 1700, 1800, 1900 были високосными согласно юлианскому календарю, но не григорианскому, ибо 17, 18, 19 не делятся на четыре. Годы 1600 и 2000 были високосными в обоих календарях, поскольку 16 и 20 делимы на 4. В будущем, отклонение в один дополнительный день произойдет в 2100 году, который будет високосным в юлианском календаре и не будет таковым в григорианском. Надо сознавать, что 25 декабря (дата Рождества) юлианского календаря тогда больше не будет приходиться на 7 января, как теперь, но на 8-е (следующего года) по григорианскому календарю.

Вводя эту хитрую поправку, григорианский календарь достигает значительного сокращения отклонения календаря, ибо в среднем продолжительность года по этому календарю достигает 365,2425 дней, что значительно более близко к ее астрономическому значению (365, 2421875 … дней), но по-прежнему немного превышает ее. Эта разница, накапливаясь, производит отклонение в один день в течение приблизительно 3300 лет, и это для нас означает, что данный календарь может считаться прекрасно соответствующим астрономическим данным.

...Рождество Христово отмечается 25 декабря, так как изначально в юлианском календаре день зимнего солнцестояния был зафиксирован 25 декабря (не без ошибки по отношению к действительности)... Как мы увидим дальше, на первом вселенском соборе было констатировано, что равноденствие падает на 21 марта, а не на 25-е (и следовательно солнцестояние приходится на 21 декабря, а не на 25-е). Именно 21 марта служит для исчисления даты Пасхи. Но никто в то время не считал полезным проверить подобным же образом дату Рождества. И последовала небольшая «аномалия» в соответствии между датой Пасхи и датой праздника Благовещения. Известно, что Благовещение празднуется 9 месяцами ранее Рождества, то есть 25 марта. И только потому, что Рождество остается фиксированным на 25 декабря, Благовещение иногда оказывается празднуемым в день Пасхи или даже тремя днями позже, ибо, как мы увидим, Пасха может случаться только после 21 марта. (В 2010 году, например, Благовещение праздновалось в среду пасхальной седмицы). Если Рождество было бы перенесено на реальное зимнее солнцестояние, 21 декабря, эти послепасхальные обстоятельства никогда бы не могли случаться. Но Церковь приняла эти легкие несоответствия, создав специальные службы для тех лет, когда Пасха празднуется между 22 и 25 марта.

...Праздник Пасхи связан с историческими событиями, страданиями и воскресением Христа, которые, согласно Евангелиям, произошли в момент еврейской Пасхи, Пасхи ветхозаветной. Первые христиане старались праздновать Пасху в этот точный момент года. Между тем еврейская Пасха (песах), отмечающая исход еврейского народа из Египта, совершается 15 Нисана (день, который начинается вечером 14-го, чем объясняется то, когда в некоторых случаях говорят, что Пасха празднуется 14 Нисана). Евреи употребляли лунный календарь, и 15-е число их месяцев было днем полнолуния, середины лунного месяца. Тем не менее, они регулярно привязывали свои подвижные месяцы к солнцу, то есть к временам года. Месяц Нисан был тот, полнолуние которого следовало сразу же после весеннего равноденствия. Так, согласно ясным, хотя отчасти непрямым, указаниям Библии, именно в день первого полнолуния, следующий за весенним равноденствием, должна праздноваться Пасха.

В первые времена христианства, если и праздновали повсюду Воскресение Христово, дата этого праздника не была еще хорошо закреплена и даже давала повод для диспутов, иногда весьма оживленных. Одни, заботясь об исторической точности, праздновали в один и тот же день, что и иудеи. Другие в воскресенье, следовавшее после еврейской Пасхи. Этот конфликт был урегулирован довольно быстро в пользу второго решения. Но оставалась проблема: надо ли было ждать, когда евреи определят дату своей Пасхи, и устанавливать христианскую Пасху в следующее воскресенье, или скорее надо было определять дату последней независимо от того, как это делали евреи. Важность этого вопроса происходила из-за того, что в то время евреи часто ошибались в исчислении их даты и праздновали свою Пасху во время полнолуния, которое в действительности предшествовало равноденствию, а не в то полнолуние, которое следовало после него.

Именно эта проблема была резко обозначена на первом Вселенском соборе (см. статью Д.П. Огицкого, «Проблема церковного календаря». — Богословские Труды. Вып. 4. М., 1968). Обозначена в смысле полной автономии христиан по отношению к их современникам-иудеям в установлении даты Пасхи. Точный текст этого решения не сохранился. Но мы имеем 7-е апостольское правило, говорящее: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина».

Этот канон не запрещает праздновать Пасху с иудеями после равноденствия. Впрочем, из истории известно, что, например, в годы 328, 343, 347, 370, 394 и позднее даты еврейской Пасхи и Пасхи христиан совпадали (см. статью Огицкого, уже цитированную). Там не говорится также, что надо праздновать Пасху после иудеев. Канон рассматривает скорее тех, кто хотели праздновать Пасху, не основываясь на предписаниях Моисеева закона для определения воскресения Пасхи, но опираясь на вычисления евреев, их современников, даже если подсчеты их были ошибочными и приводили к празднованию Пасхи в полнолуние, предшествующее равноденствию.

...Таким образом, решение собора состояло в полном освобождении христиан от всякого подчинения выбору их современников иудеев. Письмо, посланное епископам императором Константином, не имевшем возможность участвовать в соборе, свидетельствует об этом. В этом письме император радуется о достигнутом согласии, но также и о том, что евреи не смогут более думать, что без их решения христиане будут неспособны установить собственную дату Пасхи.

...Александрийская пасхалия основывается на предположении, что весеннее равноденствие падает всегда на 21 марта по юлианскому календарю, что уже давно не является таким случаем, так же, впрочем, как и на других приближениях. Из этого вытекает, что эти вычисления нас вводят в последовательность циклов, которые не следуют совершенной внутренней логике, но которые все больше и больше удаляют от той космической реальности, которую они предполагали отражать.

Таким образом, дата Пасхи, которая изначально рассматривалась связанной с весенним равноденствием, будет отклоняться все больше в течение будущих лет и столетий. Если будут и дальше держаться за современную практику, Пасха будет праздноваться все позже весной, затем летом, осенью и т.д.

Некоторые православные, в частности, традиционалисты, но скорее формалисты, нисколько не обеспокоены этим. Ныне, говорят они, Пасха прекрасно празднуется осенью теми, кто живет в Австралии. Этот аргумент подобен софизму, ибо они забывают, что Пасха относится к историческому событию, которое произошло не только в определенное время года, но в совершенно конкретном месте земного шара, которое есть Иерусалим. Следовательно, важно в данном случае именно иерусалимское пасхальное полнолуние, а не австралийское или какое угодно другое.

Часто эти самые православные считают, что стоит лучше следовать тому, что было решено когда-то, не вникая ни в причины и цели эти решений, принятых тогда, ни в последствия их применения сегодня, ведущие ко все большему удалению от постановлений первого собора. Верно то, что многие из этих людей по-настоящему не размышляли над этим вопросом, но искренне думают, что не следовать Александрийской пасхалии в дальнейшем значит предать православную веру. Как часто почитание формы превалирует над почитанием сути!

...В XVI веке папа Римский, Григорий XIII, ввел новый календарь именно для возвращения Пасхи на то место, которое ей было предназначено первым Вселенским собором. В то время, когда жил этот папа, было установлено, что юлианский календарь запаздывал уже на 10 дней по отношению к астрономической реальности, как уже было показано ранее.

К несчастью, отношения между Римской церковью и восточными патриархами были в то время очень напряженными, и многие из православных считали, что реформа была направлена против них, так что их реакции были крайне негативными. С того времени, солидная партия за юлианский календарь и против григорианского календаря существует в православной Церкви. Доводы этой партии, однако, не видятся убедительными для всех. Русский профессор В. Болотов, на которого в данном случае ссылаются как на авторитета, защищал старый стиль главным образом по причине его «крайней простоты». Но именно эта самая крайняя простота вызывает отклонения по отношению к явлениям солнечным и лунным, которые гораздо более сложны и следование которым всякий традиционный календарь нарушает. Другие отмечают, что юлианский календарь был в употреблении во времена самого Христа, что одно уже придает ему вечную ценность. Конечно, этот календарь был используем во времена Христа у римских оккупантов, но сам Христос жил строго по еврейскому календарю той эпохи, о чем свидетельствуют Евангелия, и юлианский календарь Ему был полностью чужд в прямом смысле этого слова. Много других употребляемых доводов вообще не выдерживают разумного анализа.
Tags: жизнь церковная, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →