pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Власть и Церковь

Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мк. 10, 42-45)

"…Скажем прямо: эти слова вообще запрещают, исключают саму постановку вопроса о первенстве, старшинстве и власти в земном их аспекте, в понятиях царств от мира сего. В той же 10-й главе Марка (или Мф. 18, 4) дается основание старшинства и власти, подобающее «новому роду»: кто умалится перед другими, как дитя, тот старший и больший. Самоустранение, смирение, служение другим – понятия, изгоняющие самую мысль о власти с её принуждением и о доминирующем первенстве. И именно эти силы, эта «святость любвеобильной связи» (выражение Хомякова), положены в основу Церкви. Ими созидаются отдельные члены в многоединство Тела Христова, в соборное единство Церкви, имеющее свой первообраз в единстве Святой Троицы. Бог призывает нас в Свое Царство как гостей, друзей, сынов, а не принуждает войти (ср. знаменитое «заставь войти» блаженного Августина, нашедшее такую страшную «реализацию» в инквизиции). Святые апостолы, получив власть «вязать и решить», не властвовали по земному, не приказывали: «каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1 Фес. 2, 11-12). Христос рождается как Царь Иудейский (Мф. 2, 2), но Царство Его не от мира сего, как и власть Его («превыше всякого начальства, силы и власти») не от мира сего. Он – Царь кроткий, Он воцаряется в душах властью Своего слова, властью истины и неотразимостью образа Своего. За двухтысячелетнюю историю Церкви до страшных искажений и подмен доводили христиан вольные и невольные грехи смешения земных понятий власти с иерархическим началом, невыразимым в терминах власти, хотя ее включающим, но в переносном смысле, как говорят о власти любви, святости, мудрости. Иерархия – «порядок священных начал»; она – святое первенство. Царствие Божие иерархично, оно не «безначально», так же, как и Церковь, в которой «всё по чину да бывает». Но чиноначалие церковное должно быть очень далеко от духа «табеля о рангах». Заповедь «между вами да не будет так» внутренне связана и с другим вопросом: об отношении «безвластной» власти Божией ко власти кесаря. Здесь нам тоже дана Господня заповедь размежевания или, сказать сильнее, строгого и бдительного отчуждения (кесарю кесарево, Божие Богови). Нарушение этой заповеди всегда очень болезненно отражалось на церковной жизни. На востоке Церковь часто страдала от попечительства кесарева, от «византийских» попыток установления «симфонии» властей. На западе псевдо-теократическая теория «двух мечей» и до сего времени искажает и самую природу Церкви. Икономической мудрости Церкви, ее духовной силе и святости терпения, принадлежат решения каждого момента и нахождения места ее среди непрекращающихся волнений среди мирского мятежа. Не отвергая, а исповедуя слова великого апостола – «несть бо власти аще не от Бога», святая Церковь в огненном прохождении своем памятует и о греховности власти, о словах искусителя: «она (власть над царствами) передана мне, и я кому хочу даю ее» (Лк. 4, 6). Как и божественный Глава ее, Церковь не оспаривает претензий «отца лжи» и знает силу власти князя мира сего: она – не сильнее греха… Знает Церковь и выход из «противоречия» сопоставленных слов; да его и нет для нее: вслед за своим Учителем она дает диаволу ответ: «господу Богу, Тому покланяйся, и Ему одному служи» (Лк. 4, 5-8)".

Прот. Александр Туринцев (1902-1984).
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments