pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Вопросы по делу игумена Харитона (Просторова)

Игумен Харитон (Просторов), заштатный клирик Костромской епархии, на днях был осужден по статье 135 УК РФ (развратные действия в отношении несовершеннолетнего). В православных социальных сетях есть большие сомнения в справедливости этого приговора и законности церковного суда, который будто бы лишил игумена Харитона священнического сана "за канонические преступления".

Итак, обо все по-порядку. Сразу после сообщения в СМИ о том, что игумен Харитон (Просторов) был обвинен по статье 135 УК РФ епархиальный сайт сообщил, что игумен вовсе не игумен. При этом сообщение сначала поставили на сайт, потом сняли, потом опять вернули.

Далее глава Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда в интервью РИА "Новости" подтвердил эту информацию: "Поскольку упоминаемый гражданин был лишен сана до начала судебного процесса, называть его священнослужителем некорректно. Решение Церковного суда было вынесено безотносительно к судебному процессу".

В этом же интервью заместитель председателя управления делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) отметил, что причины, по которым бывший игумен Харитон (Просторов) был лишен сана, могут быть различными, и могут не совпадать с обвинениями, предъявленными ему светским судом.

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.
В своем блоге игумен Харитон (Просторов) пишет: "1. Слухи о том, что якобы состоялся епархиальный суд и меня лишили сана, появились в сентябре прошлого года. Сначала я узнал об этом от людей, общающихся с епархией, затем - созвонился с двумя прежними коллегами из епархиального управления (имен называть не буду). Они вроде бы и подтвердили, что суд был - но сетовали, что сами не в курсе итога, чем там дело закончилось.

2. Удивившись, я собирался направить архиепископу Алексию письмо с пожеланием объясниться по данному поводу, но потом делать этого не стал: (а) потому что не воспринимал такую, мягко говоря, сомнительную (т.е. заочную) судебную процедуру всерьез; (б) так как прекрасно знаю, какие горы бумаг без ответов скапливаются на епархиальных столах (ибо сам там работал).

3. И наконец, положив руку на Крест и Евангелие (теперь уже без шуток): - никаких извещений (телефонных, бумажных, электронных и иных) о вызове на епархиальный суд я не получал;

- никаких решений такого суда до меня не доводилось никаким образом, даже устным;

- про возможность обжалования и говорить нечего - что обжаловать-то?;

- никаких извещений (телефонных, бумажных, электронных и иных) об утверждении решения епархиального суда архиепископом Алексием или Патриархом Кириллом я не получал.

4. В силу вышеизложенного до последних дней я искренне продолжал считать себя заштатным клириком (пусть даже и пребывающим в жалком положении, но это другая тема).

5. Однако, так как ситуация оставалась неясной, я - на всякий случай - после появления слухов не совершал никаких священнодействий (как оказалось, не зря; будто предчувствовал, что всё покатится по самой худшей колее).

6. С архиепископом Алексием, начиная с его прибытия в Кострому, я не виделся и не общался; и он меня к себе не вызывал.

С сердечным мирянским приветом отцу Савве и гражданину Легойде
гражданин Просторов
25 марта 2011 г."

Эта запись получила большой резонанс в блогосфере и многие не понимают, как такое могло произойти. Например, протоиерей Александр Авдюгин пишет: "Игумен Х. о котором упоминает РИА Новости, это отец Харитон (Просторов), которого я благополучно знаю с 1989 года. Вот только последние 22 года мы с ним лишь в почтовом, а последние 7 лет в виртуальном общении. Далеко друг от друга наши епархии. В сообщении на http://rian.ru/, пишется, что состоялся Церковный Суд. Но как мне сообщил отец Харитон вызова его на Суд не было и все было решено без его личного присутствия.

Положение о Церковном Суде глаголет:

Глава 3. Лица, участвующие в деле. Вызовы в церковный суд.

Статья 10. Состав лиц, участвующих в деле.

1. Лицами, участвующими в деле, являются стороны, свидетели и иные лица, которые привлечены церковным судом к участию в деле.

2. В качестве сторон по делам о церковных правонарушениях выступают заявитель (при наличии заявления о церковном правонарушении) и лицо, обвиняемое в совершении церковного правонарушения (далее — обвиняемое лицо).

В качестве сторон по подсудным церковным судам делам о спорах и разногласиях выступают спорящие стороны.

Статья 11. Вызовы в церковный суд.

1. Вызов в церковный суд может быть вручен лицам, участвующим в деле, под расписку, направлен по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, телеграммой, по факсимильной связи либо иным способом при условии фиксирования вызова.

2. Вызовы в церковный суд направляются с таким расчетом, чтобы их адресат имел достаточный срок для своевременной явки в церковный суд.

3. Вызов в церковный суд направляется по месту жительства или служения (работы) адресата в каноническом подразделении Русской Православной Церкви. Лица, участвующие в деле, обязаны сообщить церковному суду о перемене своего адреса. При отсутствии такого сообщения вызов направляется по последнему известному церковному суду месту жительства или месту служения (работы) адресата в каноническом подразделении Русской Православной Церкви и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не служит (не работает).

Кто нибудь может мне объяснить, как стало возможным "осуждение" без личного присутствия обвиняемого? Или я что-то не понимаю?".

Надеемся, что с Божией помощью уголовное дело в отношении игумена Харитона (Просторова) будет закрыто, а Церковный суд пройдет в соответствии с каноническими нормами и примет верное решение.

Материал по сетевым публикациям подготовил П.И. Белоусов
http://www.russned.ru/hristianstvo/voprosy-po-delu-igumena-haritona-prostorova
Tags: свет и тени в Церкви
Subscribe

  • ...И не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам"...

    Эти слова Предтечи применительно к современному христианскому контексту вполне можно обратить на верующих разных церквей. Ну например: "И не думайте…

  • Последний день Помпео

    Это мне самому такое mot в голову на днях пришло. В связи с готовящейся инаугурацией Джо Байдена госсекретарь будет уже, очевидно, другой. А когда,…

  • О Бого-родственниках

    По католической традиции первое воскресенье по Рождестве Христовом - праздник святого семейства. По православной - неделя святых Богоотцов, среди…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments

  • ...И не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам"...

    Эти слова Предтечи применительно к современному христианскому контексту вполне можно обратить на верующих разных церквей. Ну например: "И не думайте…

  • Последний день Помпео

    Это мне самому такое mot в голову на днях пришло. В связи с готовящейся инаугурацией Джо Байдена госсекретарь будет уже, очевидно, другой. А когда,…

  • О Бого-родственниках

    По католической традиции первое воскресенье по Рождестве Христовом - праздник святого семейства. По православной - неделя святых Богоотцов, среди…