pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Бог – спаситель всех людей, особенно верных (1 Тим. 4, 10)

Евангельское повествование о Закхее эти слова апостола Павла подтверждает: «Ныне пришло спасение дому сему… ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10). Притом, что верным Закхей не был. Как не были верными те многочисленные мытари, блудницы и прочие грешники, с которыми общался Иисус. И после совместных трапез с Иисусом совсем не обязательно, что те самые мытари в один миг преображались и становились подвижниками наподобие последующих египетских монахов. Вот про Закхея мы читаем лишь то, что он высказывает доброе намерение – половину всего у него имеющегося раздать нищим, а награбленное возместить в четырехкратном размере. Но Господь, по слову Иоанна Златоуста, «и намерение целует». При этом Закхей не расстается со всем своим богатством, а поступает весьма практично – и себе оставляет, и с другими делится. В точности по рекомендации Христа: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16, 9). Хороший пример для наших российских олигархов, но, увы, пока не слишком достижимый!

Интересно сопоставить Закхея со случаем богатого благочестивого юноши (Мф. 19, 16-22). Тот тоже обладал большим состоянием, но ему Иисус предлагает радикальный шаг – продать все и раздать нищим. Почему?... Видимо, в ответ на то, что он соблюл все заповеди, какие ему перечислил Иисус. Тогда – «если хочешь быть совершенным» - ступай и будешь иметь сокровище на небесах!
Иисус его явно присмирил таким образом. В так называемом «Евангелии Евреев», которое не дошло до нас в изначальном виде, но сохранило некоторые изречения Иисуса, не вошедшие в текст канонических Евангелий, здесь сохранены следующие слова:

«И сказал ему Господь: как ты говоришь «я соблюл закон и пророков», ибо написано в законе «Люби ближнего твоего как самого себя»; а вот многие из братьев твоих, детей Авраама, покрыты грязью, умирают от голода, а дом твой полон многим добром, и ничего им из него не достается. И, обратившись, сказал Симону, ученику своему, сидящему около Него: Симон, сын Ионин, легче верблюду войти сквозь игольные уши, чем богатому в царство небесное»*

Но и этому богатому юноше спасение не закрылось – ему лишь была предложена бОльшая ступень совершенства… Пожалуй, что именно стать одним из верных Иисусу Христу! Вообще, под спасением или вхождением в Царство Божие можно подразумевать различные состояния и понимать сами эти выражения по-разному. Спасение как помилование – это одно, это первая ступень. Помилованным может чувствовать себя любой раб, наемник, не столько любящий своего господина, сколько ожидающий от него милости и снисхождения. «Всех Господь заключил в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11, 32). Спасение как обожение, как тесное личное общение с Иисусом – нечто совершенно другое! С другой стороны, в притче о званых на вечерю у Лк. 14, 16-24 говорится, что «много званых, но мало избранных». Да, в число особо избранных и верных попасть непросто, только узким путем и тесными вратами. Но помилование ни для кого не закрыто. Отсюда и встречается, как думается, путаница в столь различных в многочисленной христианской литературе суждениях насчет спасения – от «спасутся немногие» до «спасутся все». Но главное, что всем во Христе Иисусе явилась милость Божия и благодать, спасительная для всех людей! И важно ВЕРИТЬ в эту милость, и именно так, как верили в нее мытари и грешники, прочувствовав ее в Иисусе без всяких к тому времени догматических знаний и тонкостей, обозначенных на последующих Вселенских Соборах.

У многих последующих христиан выступили на первый план скорее знания о Боге, выработанные в соборных догматических дискуссиях, которые вытеснили эту первоначальную живую и простую веру. Отсюда и пошли схоластические рассуждения на тему, кто спасется и кто нет, и плюс к тому части духовенства стало просто выгодно держать в узде и повиновении многие массы народа при сложившемся феодальном порядке вещей, весьма далеком от евангельского идеала. А чтобы держать в узде, надо стращать...

Один мой знакомый иеродиакон, сейчас живущий и служащий в Греции, написал мне следующее признание:

«Меня раньше часто волновала тема Ада, вечной смерти и нескончаемых мучений. Кстати, это была одна из самых любимых тем нашего досточтимого батюшки Е***. Вы себе представить даже не можете, сколько проклятий нам пришлось от него выслушать, на каждой братской трапезе этот "великий" старец нас запугивал диаволом, адом, вечным огнём, что за непослушание "батюшке" мы будем вечными скитальцами, странниками, отверженными Богом, что никогда не обрящем ни покоя, ни милости. В настоящие дни я всё более и более недоумеваю, почему наша земная Церковь, в лице дорогих пастырей, архипастырей, отцов-духовников, ДЕТЕЙ БОЖИИХ вместо того, чтобы направлять в Рай и Царство Небесное, посылает во ад? С амвонов нас постоянно запугивают, стращают образами страшного СУДИИ, ВСЕВИДЯЩЕГО ОКА, которое всё видит, следит за каждым нашими шагом, ВСЕСЛЫШАЩЕГО УХА, которое слышит каждое наше слово, нас просто парализуют рассказами о ужасных небесных МЫТАРСТВАХ, которых уж никому не удастся миновать…
Практически все духовные "террористы" неустанно твердят, что спасение возможно во всех условиях, даже при самых зловредных епископах, игуменах и наместниках, обвиняют "строптивых" чад в гордости, непослушании, анархизме, в нежелании потрудиться на благо Церкви, выискивают в древних патериках (сомнительные) примеры слепого послушания, нечеловеческого терпения, своеобразного духовного садомазохизма (…)

Я с Вами полностью согласен, человек призван Творцом быть ЛИЦОМ (ΠΡΟΣΩΠΟ), ипостасное начало должно развиваться в человеке, а это возможно только при духовной СВОБОДЕ (величайший дар Бога человеку). Иначе действует враг-диавол. Он похищает, попирает в человеке богоданную свободу, насилует волю человеческую. Духовные "террористы" разрушают в человеке ипостасное начало, делают из ДЕТЕЙ БОЖИИХ быдло, рабочий скот, некую серую, безликую массу, лишенную возможности к духовному поиску, к критической мысли. Дорогой отче, мне порой хочется неутешно плакать, видя состояние наших российских монастырей!»


Страх совершения греха не спасает от впадения в него. Более того, если внушать человеку, что он грешник, недостойный, осужденный и т.д., то он таким и останется, и даже пустится в более тяжкие грехи (чего уж теперь? Возьму от этой жизни всё, что можно, всё равно потом пропадать), либо станет хроническим невротиком, каких в наших храмах встречается, увы, достаточно. А внушают подобное кто? – те, кто сами не входят и входящим не допускают войти (Мф. 23, 13). Но и для них остается спасение как помилование! Спасает же и возрождает человека только ВЕРА, что Бог милостив и нелицеприятен, что Он есть жертвенная Любовь и что при всей нашей неверности Он пребывает верным и верит в нас.

-------------
* По латинскому переводу Оригена, комментарий на Матфея. См.: Проф. М.А. Таубе. АГРАФА (о незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа); М., изд-во Крутицкого подворья, 2007, с. 61.
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments