pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Дискуссия на bogoslov.ru по поводу состояния западного христианства

Диакон Антоний Одайский (мой хороший знакомый по парижскому служению, тогда просто Антон) опубликовал на сайте критическую статью с весьма мудреным названием: Телеметрия корабля Римско-Католической Церкви, или О современном состоянии западного христианства. Ну если кратко, то, конечно, Второй Ватиканский собор - это приспособление к "духу века сего", приведшее к полному расслаблению духовной жизни на Западе, как считает диак. Антоний. Он разослал ссылку на статью двум десяткам разных друзей своих, включая меня, и вот поступил ответ от диакона Николая Тихончука, служащего сейчас в Париже.
Этот ответ мне представляется интересным и мне более близким.

Итак, он пишет:

"....С тех тор этот процесс значительно усугубился, и настолько, что уже очень сложно выявить в римо-католичестве главный евангельский признак Церкви – «и врата ада не одолеют ее»..."
Сильно... Ну и досталось же американским католикам по полной пограмме :) И за что ты их так не любишь, отец Диакон?

Раз ты представил статью на обсуждение, поделюсь своими мЫшлями :)

"Но возникают новые ордена. Однако вскоре после их появления с очередным предложением нового духовного пути их развитие постепенно угасает. Например,....." Мне кажется, в этом параграфе вопрос надо изучить по подробней, он, на самом деле, очень интересен. Угасает ли? Вот наши соседи,http://jerusalem.cef.fr/fraternites/nouvelles ничего так даже очень активны и братство их не угасает, каждый год к ним приходит кто-то, часто уходят, но интерес не угасает. Потом Тэзе http://www.taize.fr/fr

И потом, закрываются ли монастыри и ордена, возмем нашу Францию? Да, пастыри стареют, молодежь не идет в попы, но проблема в целибате, об этом митр. Иларион как-то писал, что Римо-катол. Церковь будет вынуждена пересмотреть этот вопрос. Я не вижу особых проблем у католиков. В странах третьего мира, развивающихся, католики очень активны и успешны, об этом можно судить по колличеству цветных монахинь и священников в рядах католической Церкви во Франции.

Я понимаю, что ты хочешь увязать с "гиблыми" реформами Второго Ватиканского. Но, во-первых, всегда их нужно рассматривать в контексте времени, тех социальных проблем, которыми болело общество, иначе они нам будут непонятны. Церковь искала пути-выходы, конечно ошибалась, не без этого. и во вторых, pеформы нужны Церкви, уж лучше реформы, чем бездействие, как это было в 19 веке в России, мы все лелеяли свое православие: славянофилы, "умом Россию не понять..."..., тогда как Герцен совешенно справедливо замечал: «Ну, а что сделала, в продолжение этого времени (речь идет о крепостном праве, кстати, отмененном, во Франции святой Батильдой, супругой Хлодвига 2-го еще в 7 веке), всех скорбящая, сердобольная заступница наша, церковь наша со своими иерархи? С невозмущаемым покоем ела она свою семгу, грузди, визигу; она выказала каменное равнодушие к народному делу, то возмутительное, преступное бездушие, с которым она два века смотрела из-под клобуков своих, перебирая четки, на злодейства помещиков, на насилия, на прелюбодеяния их, на их убийства… не найдя в пустой душе своей ни одного слова негодования, ни одного слова проклятья! ». Пассивность Церкви подготовила почву для революции, на самом деле. Она для нас была полной неожиданностью, "нежданно-негадано" бабахнула революция и страна стала безрелигиозной... Французы сделали уроки после своей революции, и решили идти на опережение событий, отсюда их такая бурная реформаторская деятельность.

Проблема католиков не в реформах вовсе, (это моя точка зрения), а в том, что в сытом обществе людей мало интересует вера. Вот и все. И не важно в какой "упаковке" в дореформенной или послереформенно ей предлагают "религиозный продукт". Все это вещи сентиментальные. Кому нравится орган, а кому Евхаристический канон под гитару. Кому церковно-славянский, а кому на рiдной мове. В Африке танцуют, например.... Я, например, с тоской переношу греческое богослужение с его однообразным пение. Просто ЛЮДЯМ БОГ И ВЕРА НЕ НУЖНЫ. Человек не только существо религиозное, он чаще всего существо безрелигиозное и вопросы метафизики его интересуют только тогда, когда что то неладится. А когда все нормально, человек просто наслаждается жизнью, ведет такой мещанский образ жизни. Самая страшная проблема в том, что Бог мало кому интересен когда в жизни все ОК.

Потом, конечно, сейчас в сравнении с нашей Русской Церковью МП, католики выглядят достаточно бледно, а мы "убедительно" на высоте, как все у нас прекрасно полные семинарии, бабушки в платочках, колокольный звон.... и не иначе "благодаря" тому, что мы ничего не меняем, Традицию т.ск. блюдем. Но так ли это? Я не одобряю литургические реформы 2-го Ватикана, но их нужно смотреть в контексте, почему именно они решились на такой во многом неудачный эксперимент. Но, на самом деле, твой тезис ничего не доказывает, что католики безблагодатны или что всех их беды только от того, что они сделали эту реформу. Их проблемы, как мне кажется, в другом... кратко, у них нет дисциплины покаяния, а есть лишь дисциплина. Отсюда перекосы в духовной жизни, непонимание смирения... А реформы нам нужны! и очень даже нужны и не надо их бояться.

Наше возрождение можно сравнить с возрождением Церкви во Франции в период Реставрации (1814-1930) и позднее, вспомним Вьолет ле Дюк и реставрацию Нотре Даме, строительство по всему Парижу новых храмов де ла Маделэн, Сан Франсуа-Ксавье, Сан Августин... В это период, как у нас сейчас в России, семинарии были переполнены, и это в эпоху лаисицизма и зарождающегося коммунизма! Просто сейчас в России мы на волне энтузиазма, потом, как известно, волна откатывает, насколько у нас хватит энтузиазма? Может быть и подольше в виду противостояния с исламом, который набирает в России серьезные обороты.

Как, ты батюшка, правильно заметил «На ошибках учатся», и лучше учиться на ошибках чужих.

Обнимаю. С любовью твой д.Николай
-----------------------------------------

От себя еще добавлю, что не виду также прямой зависимости религиозности и частоты посещений храмов от материального достатка. Есть вполне обеспеченные и просто богатые люди, которые весьма набожны. Как есть и бедные, на грани нищеты, весьма скептически относящиеся к вере и рассуждающие примерно так: "хорошо там богатым досуг свой в храмах проводить!" (Типа "с жиру бесятся"...) Или: "хорошо говорить о вере, о богослужениях, когда все время не уходит в поисках заработков и пропитания". И т.д. Здесь не столько играет роль социальное положение и достаток, сколько определенный психологический тип.
Tags: жизнь церковная, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →