pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Не многие делайтесь учителями (Иак. 3, 1), или о бесплодной смоковнице.

Рядовые чтения на Литургии вторника 32-й седмицы по Пятидесятнице

Из послания Иакова (3, 1-10):

1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык -- небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык -- огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это -- неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Из евангелия от Марка (11, 11-23):

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников.
18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22 Иисус, отвечая, говорит им:
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, -- будет ему, что ни скажет.

Редкий случай и по-своему замечательный, когда апостольское и евангельское чтения одного дня прекрасно согласуются по содержанию и друг друга дополняют. Всем известна поговорка «язык мой – враг мой». Христос предупреждал, что «за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37). Здесь не говорится только о злословии или о проклятии, но о всяком напрасном и лишнем слове. Апостол Павел напоминает: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4, 6). И Сам Христос как Бог-Слово воплощенное учил именно таким словом, приправленным благодатью и властью, «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7, 28). В практической же истории христианства, вплоть до дней сегодняшних, часто наблюдались значительные потери этой духовной силы многих как будто верных и правильных произнесенных слов. И тогда сказанное слово становилось бесплодным, безвкусным, не приправленным ничем. «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13). Не это ли происходило в столь недавнюю историю и мирового христианства, и русского Православия к началу ХХ века, да и сейчас намного ли лучше ситуация? Последующие мировые потрясения и всеобщее помрачение с озверением впору заставили заговорить об учительном кризисе христианства – прежние остатки христианских устоев и принципов рушились, как карточные домики. «Мерзость запустения» воцарялась не только на месте Иерусалимского храма, о котором пророчествовал Христос, что «не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2) – не оставлялось камня на камне в случае сотен разрушенных благолепных храмов по всему некогда благочестиво-самодержавному российскому царству… «Боже, приидоша языцы в достояние Твое; оскверниша храм святый Твой, превратиша Иерусалим в овощное хранилище» (Пс. 78, 1) – это написано как будто не только о далеком вавилонском пленении Израиля, но оказалось своеобразным пророчеством по отношению к богоборческому пленению земли русской, с превращением уцелевших неразрушенных храмов под клубы или овощные склады, длившемуся, кстати, те же 70 лет, следы которого сохраняются и по сей день (в еврейской Библии сказано просто: «Иерусалим превратили в развалины»). И напрасно было бы видеть причины всех случившихся бедствий в злонамеренных внешних силах: в отношении самого Израиля в Библии недвусмысленно говорилось, что это попускается по грехам народа Божьего. И по грехам его вождей, пастырей и учителей, которые «пасли себя самих…, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иезек. 34, 2-4). Любое высказанное слово таких учителей, пусть даже с самыми благими намерениями, остается не просто бесплодным, но производит реакцию отторжения – ему не верят. Бесплодной, как евангельская смоковница, зеленеющая извне, но не дающая плоды, практически оказалась не только иудейская ветхозаветная Церковь к моменту распятия Христа и последующего разрушения Иерусалимского храма («да не вкушает никто от тебя плода вовек!»). Бесплодными оказывались множество правильных и красивых проповедей, произнесенных в течение многих веков всей христианской истории! Неплодоносящими, поскольку слова не были приправлены духовной властью, исходящей из «веры, действующей любовью» (Гал. 5, 6). Ибо как можно зажечь сердца слушающих, если сам не веришь по-настоящему в то, чему учишь? Отсюда становится яснее евангельское чтение о смоковнице у Марка, что слово с верой творит истинные чудеса, преображая мир, и может и горами двигать, то есть окаменевшими человеческими сердцами. Замечателен пример из Отечника: когда ученик аввы Макария, повстречав идольского жреца, назвал его демоном, жрец, рассердившись, жестоко избил его. Когда же жреца увидел сам старец Макарий, он любовно поприветствовал его: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!» От такого обращения тот пришел в умиление, назвав старца великим служителем Бога, и не только обратился в истинную веру, но еще и стал монахом. А вслед за ним и многие другие идолослужители обратились ко Христу. Сам авва Макарий по этому случаю говорил: «Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей».
И вот, сколько правильных слов было произнесено уже в последние десятилетия о терпении, смирении, любви с амвонов возрожденных и открытых храмов; сколько молитв вознесено, сколько евангельских текстов прочитано, но где же плоды? Неужели они только во внешней пышности и торжественности богослужений и прочей пышной наружной «зелени»? А что, в таком случае, внутри? Видимо, зачастую остается очень мало подлинного знания воли Божией, от иерархов до мирян. И нет пророков в своем православном отечестве; в крайнем случае есть самодовольные и обслуживающие себя псевдопророчества о близком конце всего или о жалком духовном состоянии Запада, ни имеющие ни ценности, ни боли, ни покаяния. Но указывать на других в то же время не позволяет очень часто самим заглянуть внутрь себя. Дух бесплодного учительства царит вовсю, но подлинного, плодоносящего пророческого слова не слышно. А ведь Православие не может успешно нести свою миссию в скептическом и разуверившемся мире, если не будет владеть этим словом, исходящим свыше! По мысли современного православного англичанина Эндрю Уолкера, « В Православии нет духовности без покаяния. Именно покаяние дает духу путь к мысли и воле Божией, а не некая туманная культурная сущность, которую мы подобрали и сохраняли в течение многих лет. Духовность – это нечто такое, что нужно открывать заново в каждом поколении, чтобы оставаться пророками на деле, а не просто в принципе, чтобы быть обновителями Традиции и обновляться ею, а не просто пересказывать ее» («Пророческая роль Православия в современной культуре»).
В общем, как продолжает тот же апостол Иаков уже вне рамок настоящего литургического чтения, «если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3, 14-18). И в этих словах – подлинное учительство и истинное пророчество для православной Церкви на все времена. В них же и критерий истины для всякого учительства и пророчества.

Февраль 2006
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments