pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Крещение как маленький подвиг

Рассказ от nevecher
Каждый год праздник Крещения для нас - это испытание любви и терпения. Это самый массовый праздник в Церкви, сопровождающийся наплывом в храм дикой неуправляемой толпы мастодонтов огромного количества плохо ориентирующихся в ситуации и пространстве людей. При этом абсолютно уверенных, что они отлично знают свои права, обеспечить выполнение которых обязаны сотрудники данного учреждения (то есть храма).
Нашему храму повезло вдвойне: он находится на берегу озера, и каждый год мы имеем в непосредственной близости иордань. Поэтому начинается Крещенская карусель с того, что на службу надо выехать за два часа до начала, чтобы полтора из них простоять в пробке из желающих испытать яркие ощущения и "смыть грехи". Мы как правило все равно не успеваем доехать до храма, машину бросаем в окрестностях, и оставшуюся часть пути идем пешком. У храма свободно, пробка идет дальше - к проруби, мы заходим в ворота, а навстречу нам течет ещё одна загадка природы - люди с бутылями. Почему они уходят из церкви перед началом праздничного богослужения, все равно умом не понять, а есть ли вода в их емкостях, мне не видно. В любом случае, раздача освященной накануне воды закончилась как минимум восемь часов назад, и моему недоумению не суждено разрешиться.
Мы проталкиваемся на клирос. В этом году у нас нововведение - установили микрофоны и теперь из угла за иконой, где мы обитаем на правах "малого клироса", нас слышно не только тем, кто стоит в первых рядах "верных", но и тем, кто разговаривает в притворе. Больше того - нам слышно самих себя! Поэтому служба проходит на одном дыхании, тем более, что она короткая - всенощное бдение мы отслужили накануне, а теперь - только Литургия. Большой хор уходит с крестных ходом на Иордань, а мы остаемся освящать воду в храме. Служба заканчивается, и начинается самое тяжелое - раздача воды.
- Долейте мне доверху, - требует женщина, протягивая пятилитировую бутыль, наполненную литра на четыре с половиной. Я стою у большой купели, её бортик доходит мне до груди, руки с воронкой и ковшиком - вверх и на весу. Я смотрю на свои руки, потом на бутыль в недоумении.
- Крещенскую воду можно доливать самим, дома, обычной водой, - отвечаю я. - Нет нужды набирать в большие бутыли. - Глаза женщины наполняются ненавистью.
- Нет, долей! Долей! - требует она. С другой стороны уже подходит представительного вида мужчина, протягивает ещё одну пятилитровку. Я набираю, после половины бутылки руки начинают дрожать от тяжести, приходится поставить её на бортик, вода из воронки начинает литься на пол, на меня и на мужчину. Отдаю мужчине его емкость. Женщина все ещё рядом, и теперь они требуют долива уже в два голоса...
Дальше я наливаю только в "полторашки", тех, кто с канистрами, принимает Петя - у него в руках насос, качающий воду из купели.
Наконец, где-то через полчаса, поток жаждущих иссякает, у тех, кто остается дежурить днем, есть время перекусить и даже прикорнуть, если найдется место. Через три часа, когда начнет ходить транспорт, пойдет уже настоящая волна жаждущих, и будет идти весь день. Но я в этом году не останусь - не позволяет состояние здоровья, муж отвезет меня домой, а сам вернется в храм, он специально взял на работе отгул, чтобы помогать на раздаче воды.
Мне тоскливо и жалко этих людей, которые несут в огромных сумках по нескольку пятилитровых бутылей для святой воды. Мне жаль этих бабушек, которые по морозу тащат домой десятикилограммовые сумки с водой, забывая про стенокардию и артроз, а потом глотают горстями таблетки "от давления". Но ещё жальче моих друзей, которые, отстояв вечернюю службу, потом ночную, остаются ещё на сутки, а то и двое, чтобы удовлетворять это крещенское безумие. Я стараюсь не думать о том, что происходит на Иордани... но и в храме не веселей. Сейчас уже три часа дня, я сижу дома, но мне даже не надо звонить мужу, чтобы спросить. как дела - я отлично знаю, что там сейчас происходит.
Из дверей храма струится живая, мерзнущая, топочущая, молчаливая лента. Двое добровольцев предлагают замерзшим людям горячий сладкий чай с печеньем, обещали ещё гречку, но гречка наверняка уже кончилась. Кто-то берет пластиковые стаканчики с радостью, кто-то - отказывается с недоверием: нас крепко приучили, что бесплатный сыр только в мышеловке. Тем не менее, желающих согреться чаем достаточно, но поскольку они стоят в очереди и боятся её потерять, добровольцы разносят чай каждому в руки. Они сами уже замерзли и сильно хотят спать (не забываем, они, в отличие от пришедших, были на ночной службе, кое-кто пел на клиросе, кое-кто просто помогал), но что-то не дает им "забить" и уйти, и они бодрятся и улыбаются пришедшим, особенно, когда видят в глазах хоть проблеск благодарности, впрочем, довольно редкий - чаще либо недоверие, либо равнодушие: "дают, значит обязаны".
Но вот лента вливается в храм, у входа стоит ещё один дежурный, раздает листовки о том, что такое Крещенская вода и как её правильно использовать. Входящие берут, опять же в большинстве случаев с подозрительностью, но все-таки засовывают в карман (а куда ещё девать, если в руках - сумки с бутылками?). Если процентов десять почитают на досуге - это будет успех, возможно, в следующем году осмысленных лиц в этой очереди хоть чуть-чуть прибавится. Очередь разделяется на два ручейка - один - в крестилку, там большая купель с двумя мощными насосами, и два больших бака, другой - к пяти бакам в храме. Основной источник - купель для крещения полным погружением, накануне старательные Машины руки её начисто вымыли, и перед службой туда залили воду из скважины (у храма есть собственная глубинная скважина). Первая порция воды прошла через фильтры, но этого бы хватило только на пару часов раздачи, поэтому в купель постоянно вливается новая вода, уже нефильтрованная, фильтры бы просто не справились с таким напором, но чистая и питьевая. В баки вода тоже периодически доливается. Однако объяснять тем, кто пришел с канистрами и цистернами, способность Крещенской воды не терять благодатных свойств при разбавлении, бесполезно. Я как-то попыталась показать на кран какой-то даме с двумя пятилитровками и неисчислимым количеством полторашек на хлещущую из крана в купель воду: видите, она доливается, не надрывайтесь, долейте дома... она сделала брезгливое выражение лица "и здесь надувают", но все емкости потребовала наполнить "с горкой".
Нет, не жалко воды. Удивительно упрямое желание быть "обслуженным" и твердая убежденность в своих правах. Пока я это пишу, там, в храме, происходит (в тысячный раз) примерно такой диалог:
- Простите, но у вас три десятилитровые канистры, мы не больше пяти литров наливаем, если вам надо больше, вы можете дома налить её в обычную воду, и она станет такой же святой.
- Я не только себе, ещё соседке и тетке двоюродной...
- Вам и полторашки хватит на всех, её можно разводить...
- Я понимаю, - (кивает головой), - но вы все же налейте все.
- За вами люди мерзнут на улице, там -27, неужели вам их не жалко?
- Я тоже стояла, вы не имеете права! Доливайте!
- Возьмите вот листовку почитайте, как правильно с нею обращаться, как сделать, чтобы она весь год не кончалась...
- Безобразие, я буду жаловаться вашему главному...

К другому насосу подкатывает металлическую цистерну из-под молока 35-летний богатырь с мокрыми волосами и сине-красными ушами (привет от иордани):
- Простите, а можно поинтересноваться, зачем вам СТОЛЬКО?
- Ну, суп варить, белье стирать... ребенка ещё купаем
- Вы знаете, это очень большая святыня, в ней нельзя стирать белье, её можно принимать только внутрь, понемножку, строго натощак... (вода хлещет в цистерну)
- Да-да, мы все знаем
- И набирать так много нет смысла, можно взять кружечку и весь год вливать в обычную воду, и она передаст ей свои чудодейственные свойства. Будет точно такая же святая вода.
- ... (Кивает широкой головой, вода доходит до половины)
- Вы все запомнили? Вот вам ещё листочек, здесь все написано, чтобы не забыли (кран выключается)
- Эй, а почему ТАК МАЛО?!

И добровольцы, которые не получают от этого крещенского подвига ничего, кроме морального удовлетворения, добровольцы, которые уже вторые сутки на ногах (а у кого-то сессия, кто-то отпросился с работы), которые едят посменно, у которых гудят натруженные ноги и которые к концу дня видят диковинные свечи с двумя язычками пламени, находят в себе силы быть доброжелательными, объяснять, уговаривать, рассказывать и просвещать почти без надежды быть услышанными. Ведь вы же не будете в магазине прислушиваться к продавщице, которая при покупке колбасы объясняет вам, как делать бутерброд? У вас свои рецепты... А у них - неизвестно откуда взявшиеся неиссякаемые Терпение и Любовь.
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →