pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Был на Конференции...

Международной, богословской - целых два дня! "Велика жатва, а работников мало" (Миссия в Восточной Европе в православном контексте) Устроители - Свято-Филаретовский Православно-христианский Институт, Всемирное братство православной молодежи Синдесмос, Церковное Миссионерское Общество (Лондон), при участии Миссионерского отдела Моск. Патриархата (в начале было зачитано приветствие архиеп. Белгородского Иоанна - о. Димитрием Карпенко из Белгорода). Приглашение получил задолго от Александра Михайловича Копировского, из Свято-Филаретовского Института. Даже не ожидал, однако... Наверно, кто-то из читателей моего ЖЖ постарался, хотя в официальном списке участников я не значился, а в остальном было все на высшем уровне - в комфортном особняке на Таганке, на Нижней Радищевской, с обедами и ужинами в ресторане по соседству. Познакомился лично и пообщался прямо с несколькими друзьями и знакомыми по ЖЖ - участниками или непосредственными устроителями Конференции: n_nastusha, nat_i, vaysburd, ahka, burbalka, otez_dimitriy (о. Димитрий Карпенко из Миссионерского отдела). Да еще и старого приятеля, однокурсника по ПСТБИ о. Владислава Каховского встретил! А еще иеромонаха Арсения Соколова, с кем был некоторое время в одной и той же Корсунской епархии - специально из Португалии на Конференцию прилетел.
Все было замечательно...
В начале были вступительные слова о. Георгия Кочеткова, Кристофа д`Алоизио (ген. Директор Синдесмоса), о. Димитрия, зачитавшего приветствие арх. Иоанна.
Затем пространные выступления. Записываю то, что показалось интересным и созвучным моим собственным настроениям. Из доклада Давида Гзгзяна:
Есть два основных способа бытия Церкви - жизненное и институциональное. В мистическом переживании членов Церкви своего единства - главный критерий церковности. Церковь призвана быть реально исполняющимся богочеловечеством. Самодостаточность Церкви - опасный феномен, когда над жизнью воцаряется неподвижная структура. Поглощение живой реальности институциональностью началось еще до Константиновского периода - в частности, Ориген указывал на это тревожное явление. Самодостаточность же Церкви порождает и определяет соответствующий взгляд на мир, при котором, в частности, в Константиновский период миссия как свидетельство постепенно сворачивается, в силу обозначившейся герметичности и самодостаточности церковной структуры.
Натан Хопп, православный американец, миссионер в Албании:
Несмотря на многочисленные теоретические выкладки и объяснения, реальные результаты миссии очень слабы. В лучшем случае речь заходит о локальном контексте миссии. Однако мы должны касаться всего и обнимать весь мир, если претендуем на апостоличность и кафоличность Церкви. Миссия должна быть не придатком Церкви, а ее сущностью (архиеп. Албанский Анастасий). Если бы Церковь после Пятидесятницы оставалась только в Иерусалиме, от нее ничего не осталось бы, поскольку Иерусалим был уничтожен в 70 г. Но ни один из 12 апостолов не погиб в Иерусалиме (от себя добавлю, что ап. Иаков Зеведеев погиб скорее всего все-таки в Иерусалиме).
В докладе "Таинственное служение и всеобщее священство" прот. Василия Михок (Румыния) было отмечено, что Церковь по своей природе не только иерархическая, но и харизматическая. И иногда харизматичность вступала в конфликт с иерархичностью (например, в случае преп. Симеона Нового Богослова). Что же касается всеобщего священства народа Божия, то эта идея уже присутствует в Ветхом Завете, несмотря на установленное тогда Аароново священство: "Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете уделом Моим из всех народов; ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым" (Исх. 19, 5-6). Инициация священства в Новом Завете происходит в крещении каждого во Христа как Первосвященника, Царя и пророка. Не должно быть разницы между церковью учащей и церковью учимой. Все Тело Христово хранит и оберегает веру Христову. Высшая власть в Церкви - всего Тела Христова. Священство Христа - источник священства и иерархии, и мирян. Миссионерское движение среди лаиков появилось в Румынии в 1923 г. - "Воинство Господне", хотя при социалистическом режиме миссия в Румынии была сильно ограничена.
Живо и с юмором выступил прот. Владимир Федоров из Санкт-Петербурга. Миссией Церкви должно быть образование, но не в классическом смысле обретение новых членов. Эта миссия гораздо шире: missio Dei - посланничество Бога. Задача, роль Церкви в мире - вот как лучше ставить вопрос. И здесь возникает проблема об образовании и об ответственности Церкви в этом деле - ответственности за культуру. Образовательный процесс заключается в передаче знаний, в котором ответственность Церкви чрезвычайно велика. Христианизация или воцерковление - это не в коем случае не клерикализация, это борьба с мировым уравниванием и обезличиванием. Образование - это Литургия до Литургии. Это не катехизация в узком плане, это приведение ко Христу. "Тот, кто ищет истину, ищет Бога" (Эдит Штайн). Необходима инкультурация, то есть возможность проповеди Евангелия на любой культурной почве. Желательно единство богословского и религиоведческого образования. Очень боятся у нас слов "толерантность" или "терпимость". Однако, небесный покровитель этих ценностей у нас в РПЦ уже есть - это последний царь-мученик, подписавший в 1905 году указ о веротерпимости :)))). ХХ век - век экуменизма. Ничего принципиально нового здесь нет, кроме миссионерского значения: в 1910 г. сотрудничество между христианами разных конфессий было заключено ради миссии. ВСЦ хорошо бы стать Всемирным Миссионерским Советом!
В конце первого дня у меня взяли интервью для газеты "Кифа"... И на круглом столе "Миссия и СМИ" я вставил свои "пять копеек", выступив сразу после burbalka, про лакировку действительности в наших церковных изданиях...
Сегодня, во второй день Конференции, забыл ручку и уже ничего не записывал. Временами, и вчера, и сегодня, клонило ко сну, как, впрочем, и других слушателей - вчера разморило на жаре многих. Стоило, конечно, записать отдельные мысли проф. Петраса Вассилиадиса из Фессалоники. Но мы и так за обедом пообщались - частично по-английски, частично по-гречески. Пообщался немного с прот. Игорем Кропочевым, из Кемеровской епархии - он 4 года миссионерствовал в алтайской глуши среди какого-то местного народа (уж и забыл название), занимаясь переводом Евангелия и богослужения на местное наречие...
И заключительное слово о. Георгия Кочеткова, расшевелило и оживило аудиторию - по поводу того, может ли быть приход миссионерским или нет в наших условиях. Американец Натан Хопп выразил определенно, что да, и призван быть таковым. Виктор Котт столь же аргументированно и спокойно пришел к прямо противоположному выводу. (Миссия - это харизма, дар, а дары различны, а приход всего лишь одна из форм организации) Что не вызвало ни в том, ни в другом случае никаких возражений! В общем, и смешно, и грустно одновременно: читаешь одну богословскую статью - убедительно; читаешь другую - тоже, а жизнь показывает третье... Особенно в современных условиях русского церковного быта, с явно отпугивающим антимиссионерским эффектом. Что делать? Никто толком не знает, но, по крайней мере, научиться принимать людей и не мешать им можно и в тех приходских условиях, которые сложились сейчас. И трудиться, раскрывать данный тебе дар в тех условиях, в которых каждый из нас поставлен - других-то нет! Без радикальных и революционных мер, разумеется, как особо подчеркнул о. Георгий.
На заключительную часть я уже не остался (о подготовке миссионеров): вчера до 22 ч. итак с утра пробыл, сегодня ушел около 18 ч. Хорошего - по-немножку!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments