pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Избранные тексты Рождественской службы

Рождество как парадокс

В очередной раз убеждаюсь, что донесение смысла богослужения в такие праздники - первоочередная проблема нашей Церкви, если, конечно, не довольствоваться только "молитвой ногами"...

Велие и преславное чудо совершися днесь: / Дева раждает, и утроба не истлевает, / Слово воплощается и Oтца не отлучается, / Ангели с пастырьми славят, / и мы с ними вопием: / слава в Вышних Богу, и на земли мир
(стихира "на стиховне", Германово).
(Μέγα καὶ παράδοξον θαῦμα, τετέλεσται σὴμερον! Παρθένος τίκτει καὶ μήτρα οὐ φθείρεται, ὁ Λόγος σαρκοῦται, καὶ τοῦ Πατρὸς οὐ κεχώρισται, Ἄγγελοι μετὰ Ποιμένων δοξάζουσι, καὶ ἡμεῖς σὺν αὐτοῖς ἐκβοῶμεν· Δόξα ἐν ὑψίστοις Θεῷ, καὶ ἐπὶ γῆς εἰρήνη).
http://analogion.gr/glt/texts/Dec/25.uni.htm

Рус. перевод:
Великое и дивное чудо совершилось в сей день: / Дева рождает и чрево Её не повреждается. / Слово воплощается и с Отцом не разлучается. / Ангелы с пастухами славят, / и мы с ними воззовем: / "Слава в вышних Богу и на земле мир!"

Слово "преславное" здесь калька с греческого "парадоксон". Действительно, это парадоксальное, ни с чем не сопоставимое событие, которое никак вообразить невозможно. Греческое Δόξα имеет два значения: 1) мнение, представление 2) слава. Соответственно, здесь соединяются два этих смысла: сверх всякой славы рожденный Младенец воспевается, поскольку Он уже прославлен неизреченно, и одновременно в Нем является людям что-то совершенно невообразимое, поэтому вся рождественская служба построена на поэтических противопоставлениях типа "Дева вневременного (сверхсущественного) рождает", "Земля пещеру Неприступному приносит".


в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота)
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/rh06.shtml
Когда Господь Иисус родился в Вифлееме Иудейском, / с Востока пришедшие волхвы / поклонились Богу вочеловечившемуся, / и открыв сокровищницы свои / дары драгоценные приносили: / чистое золото – как Царю веков / и ладан – как Богу всего мира; / смирну же – как мертвому в течение трех дней Бессмертному. / Все народы, придите, поклонимся Родившемуся / для спасения душ наших. (на стиховне, "Слава, и ныне" после повечерия).

Из канона утрени (Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина, VIII в. по Р.Х.):

Став низкому составу из глины сообразным / и причастностью к слабейшей плоти / уделив ей, Христе, от божественного естества, / смертным сделавшийся и пребывший Богом, / и возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи.

Ипакои, глас 8

Начаток язычников небо привело Тебе, / Младенцу, лежащему в яслях, / звездою призвав волхвов. / И изумили их не скипетры и престолы, / но последняя нищета. / Ибо что беднее пещеры? / И что смиреннее пелен? / Но в них просияло Божества Твоего богатство; / Господи, слава Тебе!
-------------------------------------------------------------------
Подчинившись указу Кесаря, / Ты был вписан в число рабов, / и нас рабов врага и греха освободил; / обнищав же во всем, Христе, подобно нам, / этим самым единением и общением / Ты и бренного Адама обоготворил.

Христе-Заступник! Ты противника смертным посрамил, / имея воплощение Своим покровом неизреченно, / приняв ныне наш образ, неся нам обожения богатство, / за пожелание которого мы некогда / с высоты в бездны мрачные сошли.


Стихира на "хвалите"("и ныне"):
В сей день Христос в Вифлееме рождается от Девы, / в сей день Безначальный начинается / и Слово воплощается. / Силы небесные радуются, / и земля с людьми веселится. / Волхвы дары приносят, / пастухи о чуде провозглашают, / мы же непрестанно будем взывать: "Слава в вышних Богу и на земле мир, / среди людей благоволение!"
Tags: богослужение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →