pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:
«Господь грядет грешныя мучити, праведныя же спасти…» (канон Недели
мясопустной, о Страшном Суде, песнь 9). Мог ли такое написать преп. Феодор Студит, чье
авторство указано в Постной Триоди перед началом этого канона? Или
кто-то его неудачно «дополнил» в более поздние времена? Н.А. Бердяев
неоднократно отмечал, что в истории, в том числе и христианской, человек
часто склонен был создавать Бога по своему образу и подобию. Прежде всего
этим объясняется присутствие весьма соблазнительных текстов для многих людей
в Ветхом Завете, когда от имени Бога повелевается жестокость: избиение
маловерных и непокорных (Исх. 32,27-29) или истребление целых народов,
включая младенцев и престарелых, что на современном языке называется
геноцидом (Второз. 2,34; 3,6; 20,16). «Люди и целые группы людей, целые
народы приспособляли христианство, как и все религии, к своему уровню и
напечатлели на образ Бога свои пожелания, и наложили на этот образ свою
ограниченность. Это и давало прекрасный повод для отрицания самого
существования Бога. Дурной антропоморфизм был не в том, чтобы придавать Богу
характер человечности, сострадательности, видеть в Нем потребность в
ответной любви, а в том, чтобы придавать Ему характер бесчеловечности,
жестокости, властолюбия… На Бога были перенесены социальные категории
господства и власти, что и было дурным социоморфизмом… Дурным космоморфизмом
было перенесение на Бога категории силы. Но Бог совсем не есть и сила в
природном смысле слова. Бог есть правда. Культ Бога как силы есть еще
идолопоклонство» («Экзистенциальная диалектика божественного и
человеческого»). Да, Бог есть правда – только вот правду каждый склонен
понимать в меру своей испорченности, и правда Божия отстоит от правды
человеческой, даже подчас церковно-бытовой, как небо от земли. «Идея вечных
адских мук родилась из того опыта, в силу которого всякая адская мука,
которую мы переживаем еще в этой жизни, представляется нам вечной. Мука же
невечная не была бы адской мукой. Адскость и есть бесконечность, неведение
конца. Это есть вечность мучения, заключенная во мгновении, а не в
длительности… Учение об адских муках есть порождение той варварской и
жесткой эпохи, которая на земле видела справедливость в утверждении казней,
пыток и жестоких наказаний. В идее ада и рая есть представление о духовной
жизни, как о натуралистических сферах» («Философия свободного духа»).
Искаженное представление о Боге ведет и к перекосам в духовной жизни, к
забвению того, что Бог есть любовь прежде всего и спаситель, а не судия. В
жизни Церкви не потому ли возникает своеобразное садистическое господство
пастырей над пасомыми, благовоспитанных праведников, облеченных властью
вязать и решить, над заблудшими, неразумными, потерявшимися грешниками? И
вообще, «из-за того, что люди не видят ни в себе самих, ни в брате своем
подлинного и вечного достоинства, они так зверски злы в своих
взаимоотношениях и так легко друг друга убивают», как писал архим. Софроний (Сахаров).
Subscribe

  • ...И не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам"...

    Эти слова Предтечи применительно к современному христианскому контексту вполне можно обратить на верующих разных церквей. Ну например: "И не думайте…

  • Последний день Помпео

    Это мне самому такое mot в голову на днях пришло. В связи с готовящейся инаугурацией Джо Байдена госсекретарь будет уже, очевидно, другой. А когда,…

  • О Бого-родственниках

    По католической традиции первое воскресенье по Рождестве Христовом - праздник святого семейства. По православной - неделя святых Богоотцов, среди…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments